• EUR: 68,5002
  • USD: 63,9114

Язык бы выучил, только зачем?

06 октября 2011 годаОбщество
Жители республики не заинтересованы в изучении карельского языка.

Знакомая, дочь которой учится в финно-угроской школе, рассказала историю. Вызвали их в начале учебного года на родительское собрание и объявили: «Путин приказал ввести третий урок физкультуры. Чтобы его ввести, придется сократить часы на преподавание финского языка». «С чего это финского? – возмутились родители. В финно-угорской-то школе? Лучше что-нибудь другое сократить». В итоге сократили единственный для этого класса час карельского языка. Родители успокоились. Хотя, с другой стороны, им вроде и жалко: ребенок шесть лет язык учил, а на седьмом году все физкультурному коню под хвост?

История вторая еще короче. В этом году в ПетрГУ не было подано ни одного заявления абитуриента на специальность «карельский язык». Вот и решил я поинтересоваться, что же происходит у нас в республике с языком титульной национальности. Тем более что сам карел.

Некуда податься.

По данным министерства образования РК, в прошлом году карельский язык преподавался в 29 школах республики. Его изучали 1718 учеников из более чем 60 тысяч. В процессе были задействованы 45 педагогов. Помимо школ существуют группы обучения в некоторых детских садах, где тоже нужны педагоги. Так почему же не было ни одного желающего получить высшее образование?

Оказалось, все очень просто: податься потом с карельским языком особенно некуда, даже с университетским дипломом. Ниша его профессионального применения мала: педагогика да одна национальная редакция. Вакансии в школах, несмотря на маленькую зарплату, заняты и неизвестно, когда освободятся. Вот и не связывают молодые карелы свою судьбу с родным языком. Перспектив не видят.

Один знакомый карел, постоянно упрекающий меня в незнании языка, на мой вопрос, что ж он дочку свою не отправил учиться по этой специальности, возмутился: «Вот еще! Терять столько времени на «вышку», чтобы потом ждать, когда ей пенсионерка в сельской школе место освободит? Она у меня умница, перспективнее профессию нашла». Собственно, комментарии излишни.

Что касается карельского в школах, то практически все желающие изучать родной язык имеют такую возможность. Но тут проблема в статусе – карельский язык не входит в систему ЕГЭ. Учит его школьник 11 лет, а оценка ни на что не влияет. К тому же в последние годы идет процесс закрытия малокомплектных школ, расположенных в дальних деревнях и поселках, где больше всего проживает карелов.

Семья или школа?

Ситуация с ежедневным, бытовым общением на карельском абсолютно разная в городах и районах, особенно в национальных. Если в Петрозаводске мы совместными усилиями с друзьями и знакомыми смогли вспомнить всего несколько семей, где родители говорят с детьми на карельском языке, то на селе ситуация получше. К примеру, в Ведлозере или населенных пунктах Олонецкого района. И, тем не менее, даже здесь я постоянно слышу слова о том, что карельский язык умирает.
По образному выражению одной женщины, «вывалилась ступенька». В первую очередь, между бабушками и внуками, между мамами и детьми. Ведь недаром у карелов родной язык называется «муамон киели» – «мамин язык». По целому ряду причин матери и бабушки перестали разговаривать с детьми на карельском. И это отразилось не только на младшем поколении, но и бумерангом ударило по старшему. У олонецкой журналистки Алевтины Андреевой был замечательный рассказ о бабуле, ехавшей в автобусе – «Думайчин, что опоздайчен». Там героиня громко рассказывала о своей жизни, приделывая к русским матам карельские окончания, и искренне считала, что говорит на приличном карельском. Отсюда же берут начало многочисленные анекдоты типа «Мейян совхозасса корова много майдуа дает».

Боюсь навлечь на себя гнев многочисленных жалобщиков на отсутствие господдержки, но считаю, что не в ней дело. Язык не умирает, пока на нем общаются в семье и с соседями. Никого не заставишь учить его в школе, если человек не чувствует потребности в родном языке.

И, раз уж заговорили о государственной поддержке, на мой взгляд, она существует в достаточном объеме (конечно, учитывая наши экономические и политические реалии). Можно и нужно предъявлять претензии к Госкомитету по делам национальной политики РК, но в существующих условиях он делает большую работу. Да, иногда ошибается, и не на все сферы хватает внимания. Но если суммировать основные претензии «националов», то останется: «Мало денег дают. И не всем». А этот упрек можно отнести к любому министерству или ведомству.

Думаю, карелам, болеющим за сохранение родного языка, нужно прекратить говорить о его умирании и мыслить как иждивенцы: «Государство должно!» Начинайте со своих детей, внуков, родных, соседей – говорите с ними по-карельски, развивайте востребованность языка. Будет востребованность – и государство никуда не денется, увеличит поддержку.

Только надо помнить, что она может принести как пользу, так и вред. Подобное, по мнению многих моих собеседников, произошло в карельской литературе.

«Графоманами так и остались»

Обитатели литературной среды, – а тем более, такой маленькой, как пишущие на карельском языке, – мягко говоря, обидчивы. Поэтому я не стану раскрывать имена своих собеседников, а рискну вызвать весь гнев на себя. Что же произошло в карелоязычной литературе за последние 15-20 лет?

Во-первых, надо сказать, что она все-таки есть. Появились несколько новых ярких имен. Но какого-то прорыва не произошло – их знают только специалисты и педагоги, использующие произведения в учебном процессе. Многие пишут стихи, но чаще всего это не поэзия, а нечто приближенное к частушечной традиции. По меткому выражению одного редактора, «явление есть, профессионалов нет. В союзы писателей понавступали, но графоманами так и остались». Произведения чаще всего сырые, структурно невыстроенные. Редакторам порой надо просто переписывать произведение, чтобы придать ему более-менее пристойный вид.

И тут как раз время вернуться к господдержке. В 90-е произошел всплеск национального самосознания, и тогда публиковали практически все, что было написано на карельском языке. К сожалению, это оказалось медвежьей услугой – авторы перестали работать над собой и развиваться. А зачем? Ведь сложилась ситуация, когда рано или поздно будет опубликовано все, независимо от качества и таланта. Лишь бы было написано на карельском. В итоге мы имеем пару забронзовевших местечковых мэтров и пару десятков человек, имеющих потребность писать на родном языке, но не имеющих стимулов или возможностей для профессионального роста. Мэтры издают тридцать третью книгу, переписывая самих себя, или с помощью министерств переводят свои стихи на десяток финно-угорских языков. А остальные... Дай бог им упорства, желания творить и хороших редакторов.

Может, я слишком обостряю формулировки? А может, именно это и нужно сделать, чтобы прекратить самообман авторов? Потому что для меня определению «карельская литература» больше соответствуют русскоязычные Георгий Чернобровкин, Дмитрий Новиков, Владимир Рудак и финноязычный Арви Пертту.

Коллега из журнала «Карелия» Армас Машин сказал: «За последние два десятилетия у вепсов появился Коля Абрамов. У карелов я такой яркой личности и такого прорыва не припомню». Позволю себе не согласиться – был такой прорыв. Только в музыке. И называется он Santtu Karhu.

«Национальные ансамбли – выставочные»

В 1987 году молодому карелу Александру Медведеву, ставшему позднее Сантту Карху, попалась в руки тоненькая книжка стихов карельского классика Владимира Брендоева. Его так «торкнуло», что он взял да и написал рок-н-ролл. А потом еще, еще и еще. Через два года создал группу «Talvisovat». И прогремел по всей… Финляндии. А потом и другим странам. Единственная группа в мире, исполняющая рок-музыку на карельском языке, оказалась больше востребована за границей, чем на родине. Там они дали сотни концертов, записали десяток дисков. А в Карелии, где могли бы стать лицом современной национальной культуры, «не пошли».

Сантту Карху считает, что скоро от культуры титульной нации в Карелии останется только вывеска: «Национальные ансамбли – выставочные. Даже в «Кантеле» практически нет носителей карельского языка, остальные поют выученные тексты. Хорошо хоть так. Только называть такие коллективы карельскими – все равно, что считать группу «ABBA» английской, потому что они пели на английском».

Кстати, Сантту Карху может вполне заслуженно гордиться тем, что в прошлом году карельский язык в Финляндии был признан языком национальных меньшинств и имеет мощную господдержку, направленную на сохранение и развитие. А интерес к нему среди живущих в Суоми карелов и их потомков в немалой степени пробуждал и поддерживал в течение двух десятилетий и Сантту Карху своим творчеством.

Во всем виноваты татары?

И все же, есть ли будущее у карельского языка? Многие, в том числе и руководитель общественной организации «Олонецкие карелы» Владимир Лукин, уверены, что для этого карельский должен получить в республике статус государственного. Почему этого не произошло до сих пор, ведь все предпосылки были, особенно в 90-е годы?

Такой законопроект готовился после I съезда карелов. И в 1998 году он поступил на рассмотрение в Законодательное собрание республики, но был отклонен из-за своей «сырости». И пока разработчики меняли концепцию и готовили закон о государственной поддержке карельского, финского и вепсского языков, Госдума «обломала» все надежды, приняв закон, по которому все языки, претендующие в субъектах на статус государственных, должны базироваться на кириллице.

Вообще-то, федеральный закон был направлен против Татарстана. Этот регион активно действовал по рекомендации Ельцина: берите суверенитета, сколько унесете. Но, видимо, набрал его слишком много и понес не туда, куда хотелось российской власти. Вот и получил по рукам. А заодно пострадала и Карелия. Так что со статусом карельского языка на ближайшие десятилетия все определено – вряд ли федеральная власть изменит мнение.

***
«Какое дело нам до этого? – задавали мне вопрос жители республики, не относящиеся к финно-угорским национальностям. – Вас, карелов, всего-то 9 процентов было по прошлой переписи, а сейчас и того меньше».

Да, в принципе, дела никакого вам нет. Спасение вымирающих – в руках самих вымирающих. Только уже были попытки объединить Карелию не то с Архангельском, не то с Мурманском. И может случиться так, что скоро все мы будем жить не в Карелии, а на непонятной территории с непонятным названием и статусом. Если нам до этого не будет дела.

Сергей Куттуев,
«МК» в Карелии».

 

Комментарии

  • Петербуржец20.02.2013 | 21:59Ссылка
    Я - русский и редкими языками почти не владею (несколько десятков слов на карельском и коми, думается, не в счёт). Тем не менее, мне небезразлична судьба национальных меньшинств, их языков и культур. Чем тут рассуждать, кто прав, кто виноват, я (пусть даже спустя полтора с лишним года после ваших записей) просто дам вам ссылки разного содержания, непосредственно связанные с решением данной проблемы:
    1) http://www.onlinepetition.ru/595dd1/petition.html
    2) http://vk.com/club6524075
    3) http://vk.com/lingvomir
    4) http://vk.com/langs
    5) http://vk.com/club2075227
    6) vmeste-mir.ru/
  • Карелка19.10.2011 | 16:59Ссылка
    Когда мы учились в школе,нам строго запрещалось говорить на карельском языке.Родители были предупреждены о том, что если они друг с другом дома будут говорить на карельском и разговаривать с детьми,к ним будут применены меры воздействия.Пусть нас останется -10),я и тогда буду считать себя карелкой и любить свой язык.
  • русский14.10.2011 | 16:46Ссылка
    Браво! Ну что же, почитаем Karjalaine, как ему плохо на свете живется.
  • Karjalaine14.10.2011 | 12:57Ссылка
    Вы знаете, многие мои комментарии не проходили тоже, как на русском, так и на карельском. Поэтому даже страшновато на карельском писать, а то вдруг примут за национализм. Ведь в России все что касается национальных, коренных языков принимается за национализм...

    Язык не безразличен! Согласен с человек, кто владеет тремя языками, что в Карелии, в России есть боязнь и на людей, владеющих другими языками, часто смотрят косо... Я тоже это замечал. Благодаря карельскому владею финским и понимаю эстонский! Видимо многие не понимают какое значение имеет знание языков, как европейских, так и коренных?!
  • Правила?14.10.2011 | 12:14Ссылка
    А мои комментарии на карельском языке редко когда проходят, так что это тоже о правах на общение на родном языке. Проверяющий, наверное, считает, что использование родного языка нарушает права большинства
  • родитель14.10.2011 | 09:25Ссылка
    Karjalaine, Вот пример очень внимательного отношения к карелам. Здесь только Вам дают возможность всё писать, а наши, выполняющие правила, комментарии не пропускают.
  • Владеющая тремя языками14.10.2011 | 09:19Ссылка
    Может быть вопрос сохранения языков касается не только языков коренных народов? Понятие "homo sovetiecus" подразумевало под собой одноязычного человека. Знание любого языка каралось. Знание как европейских языков, так и языков национальных меньшинств служило поводом для репрессий. Знание любого другого языка кроме русского вызывало подозрение. Это наследие еще долго будет сидеть нас. Что-то в Петрозаводске не часто столкнешься с людьми, хорошо владеющими европейскими языками, хотя и вопроса нет, а зачем изучать немецкий/английский/французский? двуязычие это нормально, но в нашей стране это пугает широкую публику. А отсутсвие уважения к друг другу это тоже норма. "раз я считаю, что твой язык никому не нужен, то не убеждай меня в обратном". Хотя выше находящаяся дискуссия уже говорит о том, что карелам свой язык не безразличен.
  • Karjalaine13.10.2011 | 15:48Ссылка
    Я не разделяю всех точек зрения! И прочитайте комментарий, написанный ранее (еще выше!).
    Выводить из состава Карелии и РФ не стоит. хотя язык бы сохранился лучше! Почему во многих других республиках Глава должен владеть языком титульной нации и т.д.? Но возникает вопрос - почему в Олонецком районе выходит газета "Олония" для меньшинства и нет газеты для большинства?
  • Русский13.10.2011 | 15:15Ссылка
    про тюрьму народов?))) прочитал - забавно.Вы разделяете его точку зрения? с тюрьмы выходят на свободу, вы хотите Олонецкий район вывести из состава России? )))Так кроме вас и Григорьева ни один карел этого не хочет.
  • Karjalaine13.10.2011 | 13:57Ссылка
    Русский, На вами названных территориях также проживают карелы. Для информации: карелы делятся на три группы по наречиям - ливвиковское, людиковское, собственно-карельское. Как раз на территориях, которые вы указали, проживают карелы двух последних наречий. Поморы проживают в Беломорье тоже. Среди помор есть и карелы и русские, их язык перемешался.
    Я спорить не буду. Все достаточно ясно. Многие считают как вы. И как раз от таких людей никакой поддержки нет и не будет. Вам не хочется никаким образом посодействовать, а т.е. складывается мнение, что вы относитесь так не только к карелам, но и другим национальностям.
    Многие думают, что карелы это какая-то проблема. Когда язык присутствует во всех или хотя бы в некоторых сферах жизни, то он будет развиваться и использоваться. Карельский язык тоже богат, красив и в нем тоже присутствуют любые наименования предметов. Это не только язык бытового использования. В соседней Финляндии тоже долгое время думали, что финский это бытовой язык и шведский лучше.
    О правах ознакомьтесь с конституцией и законами Карелии. Так четко прописано, что карелы, финны и вепсы имеют право на использование языка во всех сферах, в получении образования и услуг. И прочтите комментарий Алексея выше.
  • Русский13.10.2011 | 12:57Ссылка
    Karjalaine,А Заонежье и Беломорье? оставим в покое вепсов и финнов. Вы говорили о карелах. Рассуждая как Вы,историческими областями проживания карел следует считать Олонецкий район, Сегозеро, Прионежье, Пряжа..это что вся Карелия?
    Карел репрессировали, а русских нет? Уничтожали язык? Не приувеличивайте! Рядом со мной сидит человек, который прошел вне конкурса в ПГУ, только потому что карел, в советское время кстати... национальная квота, и никаких проблем с трудоустройством.
    Процесс ассимиляции двусторонний, влияние русского народа на карельский, такое же как карельского на русский, народы давно уже перемешались в единое целое,никто никого в правах не ущемляет. На эту тему можно долго и нудно спорить.
    Как вы собираетесь развивать язык? Изучать в школах, сделать его применение обязательным на территории республики, вести на нем делопроизводство? Будьте реалистом, это уже невозможно.Кстати, где и как применяют многие знакомые белорусы карельский язык? В быту?
    Освоили , развили язык, что потом? потребуете исключительных прав для карел (титульной нации)?
  • Karjalaine13.10.2011 | 11:16Ссылка
    На территории современной Карелии не так уж и много "исторических областей с русским населением" - возможно только Пудожский район в целом. На территории остальных коренным/титульным населением являются карелы, вепссы, ну и финны ранее на западе.

    В Советском союзе (осбенно в Карелии) всех обязывали говорить на русском, в паспортах прописывали нацинальность "русский", иначе были проблемы с устройством на работу, с поступлением в институт и т.д. Карелов специально и целеустремленно ассимилировали, деревни из-за их "неперспективности" уничтожали и др. Карелы придались репрессиям, как и вепсы и финны. Самосознание людей было подорвано и это сказалось на многих. Дак теперь, я считаю, что язык можно сохранить и развивать, но нужно не только желание самих карел, но и поддержка остальных людей, как русских, так и украинцев и других. Я знаю многих белоруссов, которые освоили карельский.
  • Karjalaine13.10.2011 | 11:07Ссылка
    Пупся, У карельского есть письменность, существуют писатели и поэтому, которые пишут на данном языке. Язык и культура взаимосвязаны: не будет одного, не будет другого. Почему во многих других странах сохраняются языки (Финляндия, Канада, Швейцария, Бельгия и т.д.)?! А вот в России только русский?
  • ого)))13.10.2011 | 10:47Ссылка
    Karjalaine, ... но опять же карелы не звали русских в Карелию...так вышло исторически и т.д.... сильное заявление, особенно с учетом того, что на территории современной Карелии полно исторических русских областей, где карелов не было и нет, где не говорили и говорить не станут на карельском. Нужен вам язык - учите, сохраняйте традиции, не мешайте при этом другим чтить свою культуру.
  • Альберт13.10.2011 | 10:41Ссылка
    Karjalaine,
    Какую чущ вы пишите запрещали говорить на родном языке кто запрещал чем больше коммунисты запрещали тем люди больше разговаривали. Родился я на Байкале, детство и юность прожил на Кавказе, с 89 живу в Карелии,работал 15 лет в Европе.Сам я по роду Кубанский и Забайкальский казак (мама и папа),дак что мне теперь обвинять русских что они загубили Кубанскую мову.Все зависит от самих людей а вы обвиняете во всем Русских,никому и ничего Русские не должны так же как и Карелы вправе и говорить и писать и смотреть на карельском языке. Дак делайте это кто вам запрещает создавать газеты,журналы,ТВ передачи,только не надо ждать чего-то от государства им государству (чиновникам) по барабану Карел,Русский,Адыгеец,Бурят,Татарин мы для них все только источник прибыли и лекторат. Поэтому делать нужно самим, и различать понятие Родины и государства, понятие Русский и обезличеный чиновник.
  • Русский13.10.2011 | 10:29Ссылка
    Karjalaine, ....ведь русское население, начиная с 30-40 годов, стало приезжать и навязывать русский..... - это что-то новое в истории Карелии 20 века)))
  • карел12.10.2011 | 22:56Ссылка
    Karjalatar, что такое-титульная нация,что за бред ? карелы через русских приняли православие и сохранились,как народ.
  • Пупся12.10.2011 | 18:59Ссылка
    ... Язык бы выучил, только зачем?
    Язык - это инструмент коммуникации, а не памятник культуры. Язык служит людям, а не люди языку. Рождение и умирание языков (умирание за практической ненадобностью) - естественный процесс. Латинский язык умер (а ведь какой был язык - не чета карельскому, не имеющему ни письменности, ни литературной нормы) американский родился.
    Кто-нибудь может конкретно, без ура-патриотического пафоса ответить на конкретный вопрос:
    Зачем?

    Кто-нибудь может не
  • Karjalaine12.10.2011 | 15:16Ссылка
    Обратите свое внимание на историю, на те годы, когда ассимилировали, когда запрещали говорить на своем родном языке и т.д. Вам не кажется, что та политика удалась? она удалась и большинство людей перешли на русский и та политика до сих пор влияет: люди боятся говорить на своем языке. Разве не нужно поддержать их в этом, раз уж изначально заставляли. Могу вам гарантировать, что еще через 15 лет язык не умрет, т.к. еще пока живут люди, которые владеют своим языком, которые одинаково уважают другие языки и культуру других людей. Знание языков, как родного, так и иностранных, а также познание языка и культуры коренных народов места проживания, дают возможность и нормальному отношению к другим людям, в том числе приезжим с Кавказа. А популяризации карельского я промолчу, т.к. об этом можно долго говорить, но почитайте и ознакомьтесь с историей советской языковой политики, а также с языковой политикой Российской Федерации в 90-ые и 2000-ые года. Обратите внимание не только на карелов, но и на другие регионы.
    Русские многие думают, что зачем нам знать что-либо, если все говорят на русском, из-за этого мало кто владеет английским или еще каким-нибудь языком.
  • родитель12.10.2011 | 09:26Ссылка
    Алексей, Вы, наверно, молодой, поэтому так легко бросаетесь словами. Научитесь отличать страну и власть. То, что Вы здесь написали, опровергают Ваши же слова. Не из тюрьмы пишите!)))
  • Алексей12.10.2011 | 03:35Ссылка
    Россия всегда была империей и тюрьмой народов и остается ею. В этом и суть. и ни в чем другом.
  • Елена11.10.2011 | 23:22Ссылка
    Karjalaine, А кто насильно заставляет говорить на русском? Говорите на своем языке, в чем проблема? Но с какой стати те, для кого этот язык чужой, должны тратить время на его изучения, особенно учитывая его "популярность" и необходимость в реальной жизни?
    Карелы сами не желают поддерживать и знать свой язык . Так что еще лет 15 - и о нем можно будет забыть.
  • Karjalaine11.10.2011 | 18:46Ссылка
    Елена, Для тех кому язык чужой должны не хаять, а должны относиться понимающее, с поддержкой к представителям коренного населения! Все мы россияне, но у каждого свой этнос! Русский язык - язык межнационального общения, но не стоит заставлять насильно всех говорить на нем!
    Русские - большинство, естественно, для них карельский чужой язык, но опять же карелы не звали русских в Карелию...так вышло исторически и т.д. но зачем русский язык навязывают? карелов ассимилировали сильно и дальше продолжается в том же духе, дак давайте же поймем, что сила России в полиэтносе, что для самих русских хорошо, когда рядом с ними живут другие этносы! поэтому русские должны осознать то, что они в силах поддержать, если не деньгами, то хотя бы своим отношением и поддержкой!

    Ведь карелы изучают русский, почему русские не могут карельский?!
  • Елена10.10.2011 | 23:38Ссылка
    Karjalaine,
    Карелы сами не хотят поддерживать свой язык. С какой стати это должны делать те, для кого этот язык - чужой?
  • родитель10.10.2011 | 21:25Ссылка
    Карелка, 14час.20мин. новости на карельском языке. Смотрите и слушайте. Но я насмотрелась, как карелы-чиновники давили карельских умельцев и и многие перестали заниматься народным промыслом. Вот так-то. Надо научиться самим уважать свою родину, а не искать виновных.
    Не пропустят мой коммент из "национальных интересов"
  • Карелка09.10.2011 | 21:10Ссылка
    Мы дома говорим, но еще хочется и книги почитать, и новости послушать/посмотреть на родном языке. Кажется нормальное желание, разве нет?
  • Karjalatar08.10.2011 | 13:51Ссылка
    По большей части я согласна с мнением автора: у нас, карелов, низкое национальное самосознание (по целому ряду причин).
    Кстати, с точки зрения среднестатистического европейца (взять к примеру молодёжь той же Финляндии), знать несколько или много языков - норма. В этой связи непонятно, почему мы, отдавая предпочтение западным продуктам питания, одежде, технике, автомобилям, образу жизни и пр., не перенимаем их стремление к полилингвизму. Почему бы не освоить пару-тройку мировых языков и свой, национальный? Может, не находим это нужным из-за обычной российской лени? Полилигвизм обогащает и развивает (духовно и интеллектуально), открывает новые горизонты, а знание языка титульной республики - это хорошее сопротивление глобализации и выражение индивидуальности по этническому и культурному принципу.
    Кстати, своего ребёнка учу карельскому языку с рождения ;) И внуков буду!
  • Алексей Цыкарев08.10.2011 | 10:22Ссылка
    У нас в стране зачастую относятся к нерусским народам, как к национальным меньшинствам, а не как к коренным народам. А это, при всей поверхностной схожести, совершенно разные понятия. Коренной народ имеет крепкие связи со своей землей, с природой. Карелы - коренной народ, и очень важно защитить его права, отмеченные в международных и национальных законах.
    Не согласен, что дело выживания карельского языка - дело только самих карел. Государство, под пятой которого десятилетиями разрушали в людях желание говорить на языке, обязано принимать самые решительные меры для сохранения языка. А то, что власти делают сейчас, больше напоминает имитацию бега на беговой дорожке, да еще и отмахиваются от общественных организаций, как от мух надоедливых. Лишь бы не трогали и не критиковали. Часто слышал такое мнение от чиновников, что НКО не могут критиковать власть. Вопрос не в деньгах, а в отношении.
    Чтобы дать новый импульс, нужно иметь политическую волю! Пока еще у нас республика, и есть возможность добиваться своего, в том числе и в разговорах с федеральными чиновниками.
  • Русский07.10.2011 | 17:38Ссылка
    Ну, опять русские во всем виноваты! Во всех грехах всех национальностей. Не хотят карелы дома на своем языке говорить - кто виноват? Конечно, русские.
    Но почему народы Северного Кавказа сохранили свои языки? Почему татарская часть населения Татарстана общается на татарском? Да и московские татары, хотя столетия живут среди миллионов русских, не утратили язык и считают его родным, а уже вторым родным русский? Да потому что хотели этого! А тут лень-матушка. Вместо того, чтобы использовать язык - заламывание рук, стоны о вымирании и поиск виноватого.
  • Карелка07.10.2011 | 17:21Ссылка
    Согласна, что в семье говорить надо. Но не соглашусь с тем, что поддержка языку оказывается и каждый желающий учить карельский такую возможность имеет. Карельский язык сейчас имеет минимальную поддержку, чтобы не обвинили в ущемлении прав. Хотите карельский, учитесь по сууботам, а то в программу не влезает, правда и денег нет учителям платить.
    В истории карельского языка было всего два года, когда оказывалась государственная поддержка, с 1937 по 1939. И комиссия была создана по созданию единого языка и за два года было издано более 300 книг. Сколько книг издается сейчас? Нет своих писателей? Переводите классику, учебники. Найдется что печатать, была бы воля государства. Да, мы карелы можем и должны говорить дома по-карельски, но нам еще хочется и читать, смотреть и слушать новости на родном языке, слышать язык в школе. В географии ничего не изменится если ее изучать на карельском. Поэтому винить нас во всем, наверное, не стоит
  • Karjalaine07.10.2011 | 16:54Ссылка
    Ольга, возможно в России никто не расстраивается! И откуда вы знаете, что никто не расстраивается об хиндустани, вы интересовались, спрашивали, к примеру, у людей в Индии?
    Для этого и языки сохраняют, чтобы была многообразность, поликультура, многоязучие, которое развивает человека, культуру и ценности самого носителя языков и культуру и ценности окружающих.
    Живя в Карелии необходимо учитывать особенности региона и коренных жителей. Почему в Карелии негативно относятся к гражданам России, которые переехали с Кавказа?! Они тоже россияне, как и карелы. Карелы - коренной этнос Карелии, поэтому необходимо ценить его и сохранять. Конечно, по большей части сами носители в ответственности за сохранение культуры и языка, но когда большинство против этого и не поддерживают даже словом, всячески препятствуют, то сложно сохранять язык и культуру.
  • Ольга07.10.2011 | 14:31Ссылка
    Никому этот язык не нужен,он все равно вымрет - и никто не станет от этого страдать. Это естественно для истории языков, никто ,например, не расстраивается,что хиндустани умер.
  • Karjalaine06.10.2011 | 16:33Ссылка
    Правильные слова: "Начинайте со своих детей, внуков, родных, соседей – говорите с ними по-карельски, развивайте востребованность языка. Будет востребованность – и государство никуда не денется, увеличит поддержку." Конечно же людям самим необходимо захотеть сохранить свой родной язык, передать его детям и т.д. Ведь в понимании своей этничности, зная свою изюминку, можно достичь внутреннего спокойствия и обладать очень большой культурой, которая в итоге будет оценена!

    Естественно карел мало и большинству (т.е. русским) все равно, но многое исходит от большинства. Русский язык везде, во всех сферах, но карел мало... карелы, карельский язык, являются частью Карелии, даже частью русского населения. Русское население несет определенную ответственность в ассимиляции карел, ведь русское население, начиная с 30-40 годов, стало приезжать и навязывать русский. Сохранить язык можно используя его, но при этом необходима поддержка как власти (именно заметная поддержка на высшем уровне, от главы РК), так и остального населения Карелии, а именно русского населения. Ведь есть множество случаев, когда русский по национальности (или украинец или белорус) изучали и говорили и говорят на карельском, т.к. уважают сдешнюю культуру и традиции и хотят показать это.

    Ужасно то, что из-за лишнего урока физической культуры страдают языки коренного населения Карелии! почему не убрали один урок русского языка? ведь русский язык и так везде и всюду, даже на уроке физкультуры он присутствует!!!
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3