• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Эх, родители-автолюбители…

16 августа 2012 годаОбщество

Об автокреслах и проблемах менталитета

Уважение к законам – навык чрезвычайно полезный. Большая часть людей свято чтит уголовный кодекс и клеймит позором воров, убийц и взяточников. И при этом не видит ничего преступного в переходе через дорогу в неположенном месте и непристегнутом ремне безопасности в автомобиле. Сотрудники ГАИ считают, что большую часть дорожных происшествий с печальным исходом можно было бы предотвратить, будь люди чуть менее избирательны в своем уважении к букве закона.

«На безопасности своего ребенка экономить нельзя!»

8 августа в Петрозаводске сотрудники Госавтоинспекции провели рейд, цель которого – выявление нарушений, связанных с перевозкой детей. Инспектора, встречавшие автовладельцев, подъезжавших к детской поликлинике № 1, не только проверяли машины и выписывали штрафы за отсутствие необходимых удерживающих устройств – автокресел, бустеров и ФЭСТов, – но и напоминали водителям о необходимости точнейшего соблюдения ПДД в случае, когда в салоне автомобиля находится несовершеннолетний пассажир.

– У меня жена беременная! У нас ребенок пятимесячный в машине! Мы в больницу опаздываем, а вы тут со своим идиотизмом цепляетесь! Не позорьтесь, отмените свой штраф. У меня зарплата пятнадцать тысяч, на что я кресло-то куплю ваше дурацкое? Да и кому оно надо? Нас всех возили на руках, и ничего, все живы! – бушует водитель иномарки, которого сотрудники ГАИ остановили в ходе рейда «Ребенок – главный пассажир». Пятимесячный кроха, сидящий у мамы на руках, должен был занимать отдельное место – в автолюльке.

Об этом инспектор терпеливо уведомляет водителя, который готов броситься на блюстителя порядка буквально с кулаками. Результатом отсутствия автокресла становится штраф в пятьсот рублей. И это – лучший исход ситуации. За последние несколько лет только в Карелии случилось немало жутких аварий, в который пострадали малыши. Подробности, которыми делятся автоинспекторы, леденят кровь в прямом смысле. А ведь многих травм, унесших жизни детей, можно было избежать, пристегнув маленького пассажира по всем правилам.

По словам сотрудника УГИБДД Петрозаводска Веры Лукиной, статистика показывает,  что от  переломов шейных отделов позвоночника  в случае ДТП спасает качественный подголовник автокресла, фиксация ремнем помогает уберечь ребенка от переломов лицевых костей и грудной клетки.  Прочные боковины автосиденья спасают конечности не только от переломов в случае столкновения с другим авто, но и от стеклянного крошева. Маленький ребенок, который еще не может в стрессовой ситуации сгруппироваться, без автокресла оказывается самым уязвимым пассажиром автомобиля. С введением закона, обязывающего родителей – автовладельцев перевозить малышню только в специальных удерживающих устройствах – автокреслах, бустерах или с помощью ФЭСТов, степень детского травматизма заметно снизилась.

«Мы всех понимаем, – рассказывает Вера Лукина. – Но поймите, что на жизни и здоровье своего ребенка нельзя экономить. Заработали же вы на машину, так неужели не сможете себе позволить автокресло? Не обязательно ведь приобретать самое дорогое, можно найти и подержанное. Сейчас многие продают такие кресла, из которых дети выросли. Не важно – новый «трон» или нет. Главное, чтобы был рабочим. Мамины руки – не самая надежная защита в некоторых условиях, увы».

С 24 июля, с начала акции «Ребенок – главный пассажир» в Петрозаводске было зафиксировано около пятисот нарушений ПДД. Из них триста были связаны непосредственно с отсутствием удерживающих устройств.

За полтора часа рейда возле первой городской поликлиники было осмотрено около тридцати автомобилей, семеро автолюбителей были привлечены к ответственности за нарушение правил перевозки несовершеннолетних. Большая часть оштрафованных «автопап» принимали квитанции на оплату штрафов, покорной скороговоркой убеждая инспекторов: «Больше так не буду, все понимаю, обязательно куплю кресло, вот прямо сейчас поеду в магазин».

А вот таксист со стажем Геннадий Михайлович (который, кстати, увидев пассажирку с маленьким ребенком, отказался везти ее как раз из-за отсутствия автокресла в салоне такси), сидушку для малышей отказывается возить принципиально, и дело вовсе не в нелюбви к «цветам жизни».
– Вот представьте себе, сколько автокресел мне надо с собой возить? С другой стороны, вот, например, увижу я на остановке голосующую женщину с вопящим ребенком? Я мимо должен проехать, бросив их, потому что автокресла нет, получается. А если захочу помочь людям, нарушу закон, – объясняет свою позицию таксист.
– Но ведь можно же на весь автопарк завести несколько автокресел разных категорий? – пытается найти выход из ситуации автоинспектор Роман.
– И что,  диспетчер должен интересоваться габаритами пассажира? Мол, вам креслице какое – на пять кило или на пятнадцать? А вы уже сидите или еще нет? По-моему, это обязанность родителей – заботиться об автокреслах, – отвечает Геннадий Михайлович.

Определенный резон в словах водителя такси есть. Однако большая часть родителей, озаботившихся покупкой автокресла или бустера, имеют в распоряжении свой собственный автомобиль, поэтому услугами такси пользуются редко. Ситуация осложняется тем, что по закону на юридическое лицо, то есть на хозяина фирмы, оказывающей услуги пассажирских перевозок, налагать штрафы за отсутствие удерживающих устройств, нельзя. Выход для «безлошадных» родителей, которым время от времени необходимо пользоваться такси – либо сообщать диспетчеру о том, что одним из пассажиров будет ребенок, либо покупать кресло самим.

Сколько вешать в граммах?

Европейские страны уже давно считают автомобильное кресло для малыша таким же необходимым атрибутом безопасности на дороге, как, скажем, трезвость водителя. В Канаде, например, есть кресла, рассчитанные на вес в 36 килограммов. В России с этим пока не так строго. Обязательная автолюлька положена только новорожденным, не умеющим сидеть. Как только ребенок способен удерживать тело в вертикальном положении, в принципе, можно обходиться ФЭСТом, – приспособлением, которое подгоняет штатный автомобильный ремень безопасности к росту пассажира, чтобы ремень не приходился на шею и ребра ребенка,  и  автосиденьем.

Однако удобней, проще, а главное – безопасней запастись автомобильным «троном». Согласно российскому ГОСТу, а также – европейским стандартам, все автокресла  делятся на три категории, по весу пассажира. Как только ребенок переходит из «веса пера» в следующую весовую категорию, необходимо покупать новое сиденье. Свисающие с кресла ножки – это не забавно, а очень опасно. Кроме того, подросшему малышу будет элементарно неудобно (а капризничающий и вертящийся «главный пассажир» способен превратить поездку всем остальным, включая водителя,  в ад).

Самым разумным приобретением большинство «автородителей» считает кресло-трансформер, со съемной спинкой, которое можно превратить в бустер, отказавшись от ненужных трат.

Кстати, выбирая автокресло, стоит «примерить» его в свой автомобиль. Случаев, когда ремня безопасности не хватало для того, чтобы закрепить приспособление в салоне, много. Также немаловажно – поинтересоваться у консультанта, как правильно устанавливать кресло. Недостаточно прочно зафиксированные кресла часто не могут выполнить свою главную функцию  – защитить. А самое главное – научиться правильно пристегивать малыша – так, чтобы ремни безопасности не впивались в тело, не пережимали шею или грудь,  но и не позволяли пассажиру слишком свободно двигаться.

С этого года, по данным специалистов ГАИ, все новые микроавтобусы, будут выпускаться с пассажирскими ремнями безопасности. Поэтому, возможно, в скором времени, родителям придется брать с собой ФЭСТ для ребенка в поездку на дачу или просто в другой район города. С другой стороны, маршрутки, к которым большая часть мам и пап относится с недоверием, могут «поправить» свою репутацию. Хозяевам старых «Газелей» и прочих пригородных «пазиков» будет также рекомендовано оснастить транспорт ремнями безопасности.

«Проблемы менталитета»

Как рассказывают автоинспектора, осматривая очередную машину в процессе рейда, зачастую водители, перевозящие в салоне малышей, покупают автокресла, но не используют их. Формально все выглядит вполне законно – ребенок есть, специальное сиденье прилагается. Только сам малыш путешествует на ручках, потому что «в кресле плачет и крутится».

Для того, чтобы справиться с нежеланием карапуза ездить в автокресле, инспектора безопасности дорожного движения советуют  родителям… поменять свой менталитет.

«Это проблема типично российская, наверно, все дело в нашем менталитете, – рассуждает майор полиции Павел Сысоев. – До тех пор пока беда не коснется лично человека, он не будет выполнять предписанные требования, как это ни печально. Родители должны быть не просто самыми ответственными водителями – соблюдать скоростной режим и другие правила идеально, но и в жизни подавать пример подрастающему поколению. Ни один малыш  не позволит себя добровольно пристегнуть к креслу, когда видит за рулем непристегнутого папу или маму, которая «жульничает» на дороге. Уважение к законам необходимо прививать с раннего детства. Безопасность – не то, с чем можно шутить».
«Игры в демократию» с малышом, которому куда приятней ехать в магазин в маминых объятиях, чем в неудобном кресле, бесполезны. В этом убеждены почти все родители, чьи отпрыски не желают ездить по правилам. Уговаривать занять посадочное место и пристегнуть ремень безопасности годовалого человека не стоит. А вот заинтересовать какой-нибудь игрушкой или специальной картинкой, крепящейся на спинке переднего сиденья, можно попробовать. Рано или поздно даже самый упорный непоседа смирится с необходимостью подчиняться правилам безопасности.

Мнения

Сами родители-автолюбители, как правило, внятно объяснить, зачем такой громоздкий и неудобный предмет, как автокресло, нужен их детям, не могут. Но с самим фактом необходимости специального сиденья для малыша спорят единицы.

Юлия Севастьянова, мама трехлетнего Никиты, например, считает, что самое безопасное место для сына – ее объятия. «Ну от чего эти хлипкие куски пластика смогут защитить моего ребенка в случае ДТП? Разве что от легкого столкновения. Но и я могу в этом случае стать «буфером». Возня одна с этими креслами – то сними, то поставь, опять же, часто пачкается, и Никита все время крутится, наш папа-водитель дороги от нервов не видит».  Выезжая за черту города, мама вынимает из роскошного автокресла малыша и усаживает на колени. От чего больше нервничает отец Никиты – от того, что сын хнычет, сидя в кресле, или от того, что ходит колесом по всему салону автомобиля, неясно.

А вот Анна Яровая, ставшая мамой совсем недавно, своего Яшу точно будет возить только в автокресле: «Во-первых, я законопослушный водитель. А во-вторых, это же безопасность моего малыша. В ближайшее время планируем с мужем обзавестись автокреслом».

Юлия Ивановская сама возит своих дочек. «Для меня автокресла – это спасение. Если со старшей, Настей (ей десять лет), еще как-то можно договориться, чтобы она вела себя тихо, то двухгодовалой Маше никак нельзя объяснить, почему она должна сидеть рядом с сестрой, а не у мамы на коленях, – рассказывает Юля. – А так – все по-честному, Маша видит, что Настя сама застегивает свой ремень безопасности, и не капризничает. В результате я не волнуюсь за детей».

Андрей Кузнецов, отец пятилетнего Вани, тоже возит сына только в кресле – после того, как Ванечка пребольно ударился сначала лицом о спинку переднего сиденья, а потом еще и затылком в момент столкновения с другим авто. «Я подумал, а что, если бы удар был немного сильней? Я бы оставил своего сына, своего единственного ребенка, инвалидом. И винить было бы некого, кроме себя. Поехал и купил кресло».

К сожалению, с появлением постановления, обязывающего родителей перевозить детей только с использованием специальных удерживающих средств, ДТП, в которых «главные пассажиры» получают травмы, меньше не стало. Очевидно, автокресло – не панацея от дорожных бед.  Но, возможно, меняя свой менталитет сегодня, мы сможем научить наших детей быть более ответственными. И не только за рулем.

Маргарита Иванова,
«МК» в Карелии»

 

Комментарии

  • Елена23.08.2012 | 00:55Ссылка
    Вова, , ну не дает ФЭСТ безопасности. тем более совсем маленькому ребенку. Хотя с ГАИ, конечно, проблему решает, да и постоянно в сумке носить тоже не очень удобно (есть у меня ФЭСт, и кресло есть (в своей машине кресло стоит)
  • Вова22.08.2012 | 10:45Ссылка
    Купите Елена, ДУУ ФЭСТ стоит в пределах 500 рублей, и возите малыша без проблем.Устройство помещается в дамскую сумку,всегда с собой !! Проблемы будут решены!
  • Елена20.08.2012 | 19:23Ссылка
    T N, , поделитесь информацией, где такие есть. Ни одна из фирм, в которые я звонила (набралось более десятка), не смогла найтимашины с креслом.Видела рекламу подобной услуги в поликлинике (там и няни,и такси)-но этот номер ни разу не ответил(а попыток было много, в разное время)
  • T N20.08.2012 | 14:18Ссылка
    такие есть. неоднократно вызывали с детским креслом
  • Елена16.08.2012 | 18:20Ссылка
    Я как то пыталась найти такси, оснащенное детским креслом. В Птз таких нет (час обзванивала все фирмы, предоставляющие такие услуги).
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3