• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

Тупой и еще тупее?

11 апреля 2013 годаОбщество

Глава республиканского Министерства образования недовольна уровнем знаний карельских школьников 
 
1 сентября этого года в силу вступает новый закон об образовании. Несмотря на то, что Карелия регулярно выступает в качестве пилотной площадки для проведения образовательных экспериментов, а также в числе первых регионов России вводит новые стандарты, говорить о том, что уровень республиканского образования достаточно высок, нельзя. В прошлом году с учебной программой не справились около 700 школьников.
 
5 апреля на республиканском совещании, посвященном вопросам развития региональной системы образования в условиях внесения изменений в федеральное законодательство, министр образования Карелии Ирина Кувшинова попросила карельских учителей не только серьезно задуматься о качестве работы, но и приложить усилия к тому, чтобы уровень образованности подростков республики вырос.
 
Как рассказала Ирина Кувшинова, главная цель государственной политики на ближайшие несколько лет, обозначенная в законодательстве – повышение доступности качественного образования. Для того, чтобы уровень знаний выпускников школ был достаточно высоким, потребовалось создание комплексной программы, нацеленной на развитие всей системы – от детсадов до старших классов школ и лицеев.
 
В последнее время для того, чтобы каждое из звеньев образовательной цепи приносило максимум пользы,  был предпринят ряд мер, часть из которых дала результаты немедленно, но часть, к сожалению, еще требует дополнительного вливания средств, а также – значительных временных затрат.
 
В частности, требует решения вопрос с местами в детских садиках. Несмотря на то, что строительство новых зданий для дошкольников, а также ремонт в помещениях, возвращенных в систему образования,  не приостанавливается, по словам Кувшиновой, около 14 тысяч детей еще ждут своих мест в детсадах.
 
В первом полугодии этого года планируется открыть почти 500 мест по всей республике, однако очевидно, что в масштабах Карелии этого явно недостаточно для того, чтобы проблема была решена.  
 
Вызывает беспокойство и уровень знаний, которые получают в детсадах малыши, ведь  будущие первоклассники должны уметь не только петь песенки и застегивать ботинки, но и читать, считать и обладать вполне определенными знаниями об окружающем мире. Зачастую детсады оказывают только услуги по уходу и присмотру. Однако детский садик – не добрая бабушка, для которой главное, чтобы ребенок был накормлен и весел. Новые стандарты, по которым будут работать детсады, призваны, по словам Ирины Кувшиновой, уровнять условия по всей Карелии, что должно помочь детям при поступлении в школы.
 
В этом году зарплату воспитателей повысят до общереспубликанского уровня. На это запланировано потратить более 190 миллионов рублей.
 
Максимум внимания сфокусировано сейчас на средней школе, в частности, на младших классах, в которых закладывается база. Львиная доля средств, выделенных в последние годы на образование, тратилась на ремонт в школах, а также – на покупку необходимого для введения новых образовательных стандартов оборудования.  В прошлом году все блага школьной цивилизации в виде интернета, компьютерных классов, видеопроекторов, интерактивных досок, а главное – дистанционного обучения и консультирования, - пришли в 195 карельских школ. 
 
Особенно большое значение новые возможности имеют для сельских школьников, лишенных тех объемов информации, которые получают ученики крупных городских МОУ, лицеев и гимназий. Таким образом, шансы на поступление в ВУЗы и СУЗы республики становятся равны если не для всех, то для наиболее трудолюбивых и талантливых.
 
При этом, как подчеркнула министр образования, несмотря на предпринятые усилия по приведению школ в порядок, большая часть зданий находится в ветхом состоянии и требует капитального или текущего ремонта. Всего на укрепление материально-технической базы школ Карелии в ближайшие три года требуется два миллиарда рублей, суммы, выделяемые в реальности, исчисляются миллионами.
 
Доля преподавателей, прошедших переобучение и повышение квалификации в рамках программы новых стандартов, составила даже больше запланированных семи процентов. Уже около 20 процентов преподавателей готовы учить по-новому. Большое внимание новые стандарты уделяют инновационным видам деятельности, в частности, электронному и дистанционному обучению. Пока такими возможностями могут  похвастаться менее четверти республиканских школ. Однако темпы роста количества образовательных учреждений, располагающих такими возможностями, не просто быстры. За прошлый год  доля таких школ, по оценкам, представленным  Ириной Кувшиновой, выросла с 3 до 24 процентов. Проект «Телешкола» пользуется большой популярностью. Большая часть учеников предпочитает готовиться в ЕГЭ и ГИА, ориентируясь на полученные с помощью онлайн-консультаций рекомендаций.
 
Улучшилось и здоровье школяров – это также относится к заслугам новой образовательной программы. Горячая еда и молоко, которое получают в школах пока не все, но многие, улучшили общую ситуацию с гастритами и прочими болезнями.
 
Несмотря на все предпринятые титанические усилия по приведения школ в порядок, покупке компьютеров, а главное – повышению зарплат, уровень знаний, полученных на уроках,  падает с катастрофической скоростью. Аттестаты получили в прошлом году менее 95 процентов выпускников республики.
 
Опробованные в 2012 году аттестационные экзамены по 12 дисциплинам для девятиклассников показали, что только русский и английский языки наши школьники знают на общероссийском уровне. Все остальные показатели – намного хуже. 
 
За последние три года разница между показателями успеваемости между школами-лидерами, а также – аутасйдерами, среди которых не только сельские, но и городские учебные заведения, превысила критическую отметку в полтора процента. «Это тот уровень, при котором необходимо принимать управленческие решения», - отметила министр образования Карелии.
 
Не справилось с учебной программой в прошлом году около 700 школьников. По словам Кувшиновой, это - целая школа. Среди второгодников – почти 300 выпускников девятых классов. Велик и процент неуспевающих первоклашек. В каждом конкретном случае необходима разработка отдельного специального образовательного маршрута. Девятиклассников, в частности, необходимо знакомить не только с русским и алгеброй, но и с азами востребованных сейчас профессий токаря, столяра для того, чтобы помочь неуспевающему «выпуститься» из школьных стен  с багажом знаний и умений, которые могут принести заработок и избавить от необходимости мучительного выбора направления деятельности.
 
«Средства на повышение заработной платы выделены, материальная база улучшена, но с качеством образования никаких изменений не происходит. Эта ситуация не страивает ни меня, ни главу республики, ни директоров школ», - предупредила педагогов глава Минобраза. На замечание министра учителя ответили дружным возмущенным гулом. 
 
«За короткое время добиться изменений сложно, - отметила уже после совещания Ирина Кувшинова. – Только когда вся система образования сможет работать как одно целое, привлекая и задействуя родителей, а также мотивируя школьников на открытия, появятся результаты. Не секрет, что сейчас в школах натаскивают на ЕГЭ и ГИА, а не на получение знаний».
 
Новый закон об образовании, который вступит в силу уже в следующем учебном году, вызвал немало споров. Одним из поводов для критики со стороны многих педагогов  стало требование активной интеграции новых технологий и методов получения знаний на уроках. Часть педагогов, привыкших работать по конспектам, составленным еще  в
прошлом веке, не готова пересмотреть свою концепцию преподавания.
 
Ни для кого не секрет, что средний возраст  учителей в карельских школах – больше тридцати пяти лет.  Выпускники педагогических факультетов, которым уже не нужно учиться использовать интернет и составлять слайдовые презентации, а также – подключаться к скайпу для того, чтобы проконсультировать ученика он-лайн, не имеют опыта работы, а также – желания начинать с базового преподавательского оклада, который вырастает в зарплату только спустя несколько лет. Директора предпочитают иметь дело с многоопытными и закаленными в школьных боях «ветеранами», не слишком дружелюбно настроенными по отношению к новым веяниям, привычно жалующимся на зарплату и невоспитанность подростков, однако умеющим взглядом останавливать толпы,  окриком – пресекать бунты, а  выражением лица – убеждать писать сочинение о летних каникулах в жанре околонаучной фантастики.
 
Маргарита Иванова

 
 

Комментарии

  • mom21.05.2013 | 12:36Ссылка
    нико, по-моему, вы не правы. Речь идет именно о недостатке знаний, а не о посещаемости. Сейчас днем с огнем не найдешь учителя, который был бы заинтересован в детях, в том, чтобы научить их хоть чему-то. А сваливать все на родителей – это как расписываться в собственной беспомощности. Очень удобная позиция нынешних учителей: это не мы плохо учим, это вы хреново воспитываете.
  • нико28.04.2013 | 21:56Ссылка
    Что касается 5 % учеников, не освоивших учебную программу, это те, кто не посещает школу. А с их родителей никто всерьёз не спрашивает.
  • сантари23.04.2013 | 13:13Ссылка
    Ну, положим, она на должность министра пришла не с должности директора кладбища, да и у доски достаточное время отстояла
  • обама21.04.2013 | 05:09Ссылка
    Пусть глава министерства образования сама встанет к школьной доске,иначе будет так же как и с министром лесной промышленности.