12:00, 25 Сентября 2017
Без шума, но с пылью. Как власти тратят деньги, выделенные на ремонт дорог в Карелии?

Пока правительство спасает ГУП «Мост», чтобы избежать зимой транспортного коллапса, муниципалитеты срывают освоение бюджетных субсидий на ремонт и содержание дорог.

Пока правительство спасает ГУП «Мост», чтобы избежать зимой транспортного коллапса, муниципалитеты срывают освоение бюджетных субсидий на ремонт и содержание дорог.

 

Первая осенняя сессия Законодательного собрания Карелии 21 сентября могла бы занять менее часа, несмотря на три десятка вопросов в повестке. В приветственном слове спикер Элиссан Шандалович сообщил, что парламент на заседаниях «ушел от ненужных дебатов». Но на этот раз совсем избежать дискуссий помешал дорожный вопрос. Доклад и.о председателя госкомитета РК по дорожному хозяйству, транспорту и связи Евгения Пыленка о том, как муниципалитеты в регионе справляются с субсидиями на содержание и ремонт автодорог местного значения, едва не превратил сессию в своеобразный «круглый стол».

Председателю Заксобрания даже пришлось тормозить коллег, предлагая устроить отдельное обсуждение, но предметных вопросов и ответов все же прозвучало немало. Шутка ли - из выделенных в этом году сотен миллионов бюджетных рублей местные власти освоили копейки, тогда как через месяц-полтора Карелию накроет очередная зима. Тем не менее, Пыленок расставил все по местам, устроив депутатам бомбардировку многочисленными цифрами.

Дороги есть, а хозяев у них нет

По информации руководителя Госкомитета, из Дорожного фонда в 2017 году местным бюджетам на дороги было выделено 300 млн. рублей субсидий, или 9% от его общего объема. Средства распределялись с учетом километража дорожной сети и «коэффициента численности постоянно проживающего населения». В расчет также брались наличие соответствующей проектной документации и показатели «транспортно-эксплуатационного состояния дорог». Кроме того, список объектов формировался с учетом обращений местных властей, жителей и общественников.

В марте-апреле соглашения о предоставлении субсидий были заключены со 104 муниципальными образованиями республики: речь идет о ремонте на участках общей протяженностью 100 км и площади 458 тысяч квадратных метров, а также о содержании дорог протяженностью около 120 километров.

Тем не менее, сформированный перечень объектов полным считаться никак не может: не только потому, что многие муниципалитеты тянут с оформлением необходимых документов (об этом позже), но и потому, что эти документы оформить… невозможно. Как оказалось, в республике крайне много дорог, вовсе не имеющих хозяина.

 - При формировании перечня в первую очередь учитывается необходимость выполнения мероприятий по оформлению правоустанавливающих документов на автомобильные дороги, потому что сталкиваемся с проблемой, что очень много бесхозяйных дорог, которые не учтены ни на чьем балансе, - в первые минуты выступления заявил Пыленок. - Соответственно, даже хочется и республике в лице правительства и Комитета помочь выделить средства на ремонт или работы по содержанию (либо местные власти хотят этим заниматься), но дорога бесхозная, и мы не можем вкладывать средства в данные имущественные объекты.

Позже, отвечая на уточняющий вопрос депутата Алексея Исаева, докладчик пояснил, что на данный момент в республике насчитывается более 500 километров бесхозных дорог, особенно сельских, а сам перечень еще «доформировывается». Госкомитет, в частности, предусматривает в соглашениях отдельные средства на то, чтобы местные власти приняли на баланс ту или иную дорогу, но «у медали есть обратная сторона».

- Муниципальные образования, как люди во многом разумные, относятся к этому с большой опаской, потому что, принимая на свой баланс имущество, ту же дорогу в убитом, ненормативном состоянии, сразу же берут на себя расходное обязательство, закрыть которое финансированием у них нет возможности, - уточнил Пыленок. - Конечно, эта работа ведется, но ведется с небольшим скрипом. Тем не менее, мы настаиваем и общаемся с местными так: если вы принимаете дорогу, то гарантированно в рамках субсидий мы дадим средства, для того чтобы привести ее в нормативное состояние. Кто-то этому верит и занимается принятием на баланс дороги, кто-то не очень, но работа такая идет, потому что 500 километров – это очень много.

По словам руководителя Госкомтранса, к концу этого года власти планируют найти хозяина для 62 километров дорог, с оставшимися же разберутся в первом полугодии следующего года.

Муниципалитеты неспособны потратить деньги на ремонт дорог

Если проблема отсутствия собственников, по всей видимости, не решалась в республике многие годы, то другая тенденция, которой Пыленок посвятил львиную долю доклада, имеет прямое отношение к настоящему времени. Выяснилось, что власти на местах попросту провалили правительственные планы по освоению выделенных бюджетных средств.

- На сегодняшний день процент освоения очень маленький, - посетовал он. - Средства перечислены всего в объеме 42,1 миллиона рублей, что составляет всего 14 процентов от общего объема субсидий. Из них 29,2 миллиона рублей направлено на финансирование выполнения работ по ремонту, 12 миллионов – на работы по содержанию. У нас уже октябрь наступил, а средства освоены катастрофически мало.

Заявление было подкреплено многочисленными цифрами. Например, Петрозаводск освоил всего 892,7 тысяч из полученных 101 млн рублей, Кемский район – 750 тысяч из 5,4 млн рублей, Лахденпохский район – 3,9 млн из 8,4 млн рублей, Медвежьегорский район – 7,2 млн из 21,5 млн рублей.

Далее по списку: Муезерский район освоил 1,2 из 10,6 млн рублей, Олонецкий район - 578 тысяч из 15,5 млн рублей, Питкярантский район – 2 млн из 8,9 млн рублей, Прионежский район – 836 тысяч из 11, млн рублей, Пряжинский район – чуть более 1 млн из 18 млн рублей, Сегежский район – 164 тысячи из 11,7 млн рублей и, наконец, Суоярвский район – 4,2 млн из 9,4 млн рублей. Более-менее положительные результаты показали только Костомукша (освоено 9,9 млн из 14,1 млн рублей) и Кондопожский район (освоено 9,1 млн из 14,5 млн рублей).

- При этом я сам объезжал все эти районы, видел, мягко говоря, ненормативное состояние, - посетовал Пыленок. - Вроде бы даже есть деньги, все говорят, что их мало, но при этом их никто не осваивает.

Неспособность муниципальных властей потратить уже выделенные средства, по словам Пыленка, связано с поздними сроками заключения муниципальных контрактов (долго готовятся конкурсные процедуры) и отсутствием в местных бюджетах средств на софинансирование. Проще говоря, нет скорости и денег.

- Некоторые муниципальные образования предоставляют заявки на перечисление средств без соответствующих документов, подтверждающих факт выполнения дорожных работ, тем самым затягивая сроки перечисления средств подрядным организациям, - сообщил и.о. председателя. - Также допускаются ошибки при оформлении документов, необходимых для перечисления средств.

По мнению Пыленка, районы «отвыкли от получения субсидий» и допускают «очень много брака даже в оформлении заявок».

- Каждую заявку приходится рассматривать отдельно, править ее, корректировать чуть ли не в ручном режиме, отправлять все это назад и ждать повторного направления, - пожаловался чиновник. - Принято решение о разработке методических рекомендаций по составлению пакетов документов, потому что работать секретарями или делопроизводителями… Наверное, у комитета есть более важные и насущные задачи, чем постоянно править эти заявки.

Кроме того, готов и типовой контракт, который направлен во все муниципальные образования «с просьбой посмотреть и по возможности использовать в работе». Правда, сегодня ни один муниципалитет этот контракт почему-то не использует.

В связи со всем вышеперечисленным депутат Андрей Рогалевич по итогам доклада не мог не спросить, откуда взялась такая низкая готовность к освоению и софинансированию.

- Почему поздно? - удивился Пыленок. - Так это у них, наверное, надо больше спрашивать. Мы сейчас в Петрозаводске находимся, соглашение Петрозаводском на 100 миллионов было подписано в апреле, а почему сейчас освоено меньше миллиона – вопрос интересный. Если соглашение подписывается в августе, то где-то это недоработка комитета, где-то недоработка местных. А соглашение можно подписывать с отлагательным платежом в апреле. Как только приходят средства, мы запрашиваем Минфин, и по факту (или по авансированию), пожалуйста - заключайте, проторговывайте, закон позволяет. Если есть лимиты, то торгуй и работай, кто мешает?

В свою очередь, вопросы денежных дыр в местных бюджетах вовсе не относятся к компетенции Госкомитета, пояснил Пыленок.

- Я бы сам с радостью хотел, чтобы у них было больше средств, но это вопрос комплексный, в целом по бюджету республики, не я же выделяю в местные бюджеты деньги! – подчеркнул он.

Тем же вечером на официальном сайте администрации Петрозаводска появилась информация о том, что мэрия провела необходимые аукционы на сумму более чем 90 млн рублей и готова использовать неизрасходованные районами деньги. 

На мелочь не размениваются

На секунду представим, что власти на местах перестали допускать ошибки и ускорились. К сожалению, это вряд ли поможет, потому как нехватка денег сказывается на… желании подрядчиков выходить на дорожные аукционы.

К примеру, в Пудожском районе «сложилась критическая ситуация по освоению предоставленных субсидий и выполнению дорожных работ в целом», несмотря на то, что конкурсные процедуры проводились неоднократно. Как сообщил Пыленок, в итоге ни одна подрядная организация не заявилась на участие в торгах. Та же ситуация - Юшкозерском сельском поселении Калевальского района и Лендерском сельском поселении Муезерского района.

- Одной из причин отказа от участия в конкурсных процедурах подрядных организаций является то, что начальная максимальная цена лота сформирована в соответствии с лимитами бюджетных ассигнований, предусмотренных на дорожное хозяйство в муниципальных образований, - пояснил руководитель Госкомитета. - Поскольку лот маленький, этого недостаточно, чтобы предусмотреть значительное выполнение объемов работ. Поэтому, естественно, крупные подрядчики не заинтересованы выходить на такие конкурсы.

Шума и пыли много, а пользы мало

Приведенные цифры можно считать показательными, но почти бесполезными, если не попытаться проанализировать причины столь удручающего положения дел. К счастью, руководитель Госкомитета на причинах остановился подробнее некуда, тем более что их масса. Так, большие сомнения у чиновников вызывает разделение на работы по ремонту и работы по содержанию дорог местного значения. По мнению Пыленка, последние зачастую выполняются из рук вон плохо.

- Зачастую средства используются – помыть, подмести и так далее, - отметил руководитель.  - Приезжаешь посмотреть – и не вырублены кустарники, не выполнен ямочный ремонт, отсутствует подсыпка. Грубо говоря, работы в рамках содержания производятся без отсутствия цикличности. При этом средства из местного бюджета практически не выделяются на мероприятия по вырубке древесно-кустарниковой растительности, ремонту водоотводов. А если водоотвод работает плохо, вода остается на дорожном полотне, что приводит к его разрушению в три раза быстрее, чем если по нему ходят грузовоз, лесовоз и т.д. Эти работы нужно выполнять, а в рамках соглашений и перечня работ, которые был и в свое время комитетом утверждены, это все практически отсутствует.

В итоге работы по содержанию, по словам Пыленка, «производят достаточно удручающее впечатление». Руководитель госкомитета считает, что необходимо брать расходование субсидий под определенный контроль. И в этом смысле существенным было замечание депутата Вадима Андронова, который позже добавил, что миллионы рублей субсидий на содержание дорог «летят в пыли» и поинтересовался, собирается ли правительство с этим что-либо делать.

- На мой взгляд, содержание пропорционально к доле средств, распределенных на ремонт, должно быть в маленьком процентном соотношении, - витиевато выразился Пыленок. - Грубо говоря, вырубка кустарников, вхождение в зимний период, чтобы осуществлять уборку снега, покупать противогололедные реагенты, песок… Все остальное должно делаться в рамках ремонта, потому что само понятие «ямочный ремонт»  уже во многих регионах давно себя изжило и не используется. Ямочный ремонт в правильном понимании этого слова -  это ремонт участков картами, а не заплатками.

Так или иначе, власти планируют в следующем году при заключении соглашений в прилагаемом перечне видов делать акцент на ремонт, а не на содержание, а местным властям придется «защищать» в Госкомитете планируемые мероприятия.

- Все виды работ будем детально согласовывать, а с учетом того, что средств на все не хватает, будем определять необходимые реперные точки, - резюмировал докладчик.

Нельзя сказать, что правительство опускает руки. По словам Пыленка, уже подготовлено предложение в Минфин республики, в соответствии которым норматив отчисления в бюджеты муниципальных образований от акцизов на нефтепродукты должен составлять не менее 20 процентов. Также большие надежды возлагаются на районные ДРСУ, которые, впрочем, надо сначала «оживить»

- В Карелии всего два подрядчика, у которых есть портативные асфальтобетонные заводы,  и, например, ехать в Лоухи им неинтересно, если цена лота меньше 100 миллионов рублей, - пояснил Пыленок. - Нужно привести в порядок существующие ДРСУ, и если они будут соответствовать условиям, будут финансово достаточны, то смогут смело выходить на торги, брать эти мелкие лоты по 2, 3, 5 миллионов рублей и выполнять работы, для этого у них все имеется.

Банкротство ГУП «Мост» грозит «транспортным коллапсом»

Другое дело, что многие филиалы ДРСУ, находящиеся под крылом доведенного до ручки ГУП РК «Мост», сейчас «дышат на ладан», пояснил и.о. председателя, и чтобы не допустить транспортного коллапса предстоящей зимой, правительство принимает экстренные меры для реанимации предприятия.

- Буду предельно откровенен: у него зааккумулировано минус 700 миллионов рублей официального долга за 2,5 года работы в кабальных условиях, 200 миллионов – это реестр активных кредиторов, - рассказал Пыленок. - Чуть меньше 700 человек должно было быть уволено в мае, а техника должна была быть продана с аукциона по заниженной оценке и выведена, я так предполагаю, в другие субъекты для дальнейшего использования.

«Мосту» на разных условиях готовы помочь некие компании-инвесторы. Кто-то, по словам чиновника, предлагает выкупить реестр кредиторов, имущество и технику, переведя их на баланс другой компании, но такой вариант правительство категорически не устраивает.

- Если бы речь шла о том, чтобы ГУП должно уйти под приватизацию, и аббревиатура у него уже была бы не государственная, а коммерческая, то такую санацию можно было бы сделать еще в июне, ГУП был бы не ГУП, а ОАО, ЗАО или как-то еще… - уточнил Пыленок, - правительством и Артуром Олеговичем поставлена задача сохранить государственность предприятия. Есть определенные юридические и финансовые сложности: для того чтобы пришел инвестор и принес туда миллиард рублей, а предприятие осталось государственным, есть определенные законодательные ограничения для формирования пакета.

Между тем, инвестор с миллиардом рублей есть, на данный момент ведутся переговоры о частичной реструктуризации долгов ГУПа, и по ряду кредиторов договоренности уже достигнуты.

- Сейчас в экстренном порядке принимаются меры, для того чтобы ГУП «Мост» было спасено, - проинформировал депутатов Пыленок. – Предприятие обслуживает почти 3,5 из 6,5 тысячи километров опорной сети: если в ближайшее время «Мост» не будет спасен, мы входим в зиму в транспортном коллапсе, потому что другие ДРСУ не смогут своими мощностями в полном объеме охватить те участки, которые он содержит. Поэтому сейчас счет идет даже не на дни, а на часы. Такую работу комитет ведет, в принципе, все находится в стадии завершения

Если же «Мост» выкарабкается, то, очевидно, выкарабкаются и филиалы. Во всяком случае, руководитель Госкомитета надеется, что все получится.

Куда пойдут деньги Дорожного фонда

Любопытную деталь вспомнил депутат парламента Владимир Семенов, попросив уточнить, с какими показателями по освоению республика собирается подойти к концу этого года. По его замечанию, при обсуждении прошлогоднего бюджета депутаты собирались распределить 90 млн. рублей по районам на другие цели, но субсидии все же отдали в Дорожный фонд «под лозунгом, что восстановим муниципальные дороги».

- Думаю, что на 100 процентов, к большому сожалению, мы не выйдем, но процентов 90 освоение средств будет, - признался Пыленок, отметив, что сейчас в госкомитет соответствующие заявки от муниципалитетов «приходят пачками». - По крайней мере, будем за это бороться и работать с местным руководством.

Депутат Валерий Шоттуев поинтересовался, почему в этом году на ремонт дорог муниципального и регионального значения в Дорожном фонде предусмотрено 583 млн. рублей, а в следующем всего 115. При этом на содержание карельского Управления автомобильных дорог (напомним, весной этого года руководство учреждения было задержано по подозрению в получении взяток) в 2018 году предусмотрено  68 млн. казенных рублей, а в следующем – уже 146 млн.

- Что касаемо снижения объемов финансирования на будущий год, то это пока исходит из тех проектировок, которые довел до госкомитета Минфин республики, - прокомментировал цифры Пыленок. - Конечно, как и.о. руководителя, считаю, что данный объем катастрофически мал, но сейчас ведется работа по увеличению объема Дорожного фонда. Если он будет пополняться за счет тех источников, которые могут аккумулироваться (акцизы от топлива, транспортный налог, сейчас мы активно прорабатываем, чтобы налог на имущество транспортных организаций оставался в Дорожном фонде), тем больше средств будет выделяться бюджетам муниципальных образований. Поэтому здесь все очень синхронно.

Что касается регионального Управтодора, то, по словам Пыленка, оно сейчас испытывает серьезный «кадровый голод», поэтому первоочередная задача Госкомтранса – наведение порядка в этом ведомства, подытожил руководитель госкомитета

 Виктор КОРНИЛОВ

 

 

Комментарии

Юрий Луценович
2017-09-27 00:04:53
В статье упоминается о том, что в районе (республике) есть дороги, у которых нет хозяина. Ну не глупость ли! Если дорога находится в границах муниципального образования, то орган муниципальной власти и является её хозяином. Здесь я не имею ввиду дороги федерального значения. А коли муниципальные власти не желают брать те или иные дороги на своё содержание - поставить на вид и вменить в обязанность. Теперь о средствах ремонта дорог. В каждом районе должна быть своя мобильная дорожная служба. Где такие службы есть, их надо усилить технически и кадрами ( кто мешает? Или в стране специальные образовательные учреждения не куют кадры?) А где нет таких служб, их надо создать. И нечего заниматься конкурсами в этом непростом вопросе (порочная практика). Властям пора брать дорожный вопрос в свои руки, чётко планировать ремонты и жёстко спрашивать с исполнителей и за реализацию финансовых средств, и за качество выполненной работы. Или прикажете мне до гроба ездить шесть километров до п. Харлу по дороге "военного" времени...
Гость
Сегодня, 24 ноября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

23.11.2017, 12:51
Глава карельской столицы Ирина Мирошник и ее заместитель Елена Логинова рассказали о том, как распределены деньги в новом бюджете Петрозаводска на 2018 год.
22.11.2017, 10:17
Действия чиновников по программе расселения аварийного жилья в глубинке Карелии попали под пристальное внимание следственных органов.
22.11.2017, 09:03
Инженеры предлагают передовые решения для качества, комфорта и здоровья.