• EUR: 68,5002
  • USD: 63,9114

Дмитрий Цвибель: «Человечество - это мозаичное панно из камушков»

28 января 2014 годаОбщество

Председатель региональной еврейской национально-культурной автономии Карелии об общине, «еврейских дорожках» и массовых отъездах 

«Первоначально надо было преодолеть страх, страх открыто назваться евреем; страх за детей – за их будущее, за их карьеру», - так описывает свое состояние Дмитрий Цвибель, рассказывая о возрождении еврейской жизни в Петрозаводске. 29 января Дмитрий Григорьевич, один из основателей общества «Шалом», представит читателям свою новую книгу «Возрождение еврейской общины в Карелии». Мы встретились с автором исторического очерка  накануне презентации и поговорили о судьбе петрозаводских евреев, предрассудках и идиотах, которые каждый год оскверняют еврейское кладбище.

В поисках лучшей доли

- Дмитрий Григорьевич, Общество еврейской культуры «Шалом» было зарегистрировано в столице Карелии в 1991 году. Ваша книга приурочена явно не к юбилею организации. Почему вдруг сейчас решили издать исторический очерк?

- Если честно, я хотел собрать те материалы, которые есть о нашем обществе, поскольку время идет, а люди уходят. Старался вместить как можно больше фамилий тех, кто принимал участие в возрождении еврейской жизни в городе. Я считаю, что это важно. Давид Захарович Генделев написал небольшую книжечку «Из истории еврейской общины Петрозаводска» по материалам, которые находились в Национальном архиве. Мой исторический очерк можно считать продолжением этой публикации. Ведь начавшиеся  при советской власти гонения на религию и запрет на любые объединения людей, кроме официальных, сделали невозможным существование еврейской общины. Община была распущена, синагога сгорела. Еврейская жизнь ушла в подполье. Только в перестроечные годы мы смогли зарегистрировать свое общество, задачей которого стала попытка  привить интерес к национальной культуре, традициям у оторванных от своих корней людей.

- И много сегодня в Петрозаводске людей, считающих себя «сыновьями Израиля»?

- Численность нашей организации небольшая. В городе насчитывается около полутора тысяч евреев.

- Остальные уехали?

- К сожалению, очень многие семьи уехали. Это плохой показатель для страны. Покидать родину начали еще до 90-х., и это была сложная история. Как только человек подавал заявление, его выгоняли с работы, начинались другие неприятности. Когда выезд стал свободным, решение покинуть страну приняли многие евреи. 

- А сейчас выезд евреев тоже носит массовый характер?

- Нет, сейчас с этим все нормально: кто-то уезжает, а кто-то возвращается. Извините, но нас никто нигде не ждет. Ни здесь, ни там ничего не сыпется с неба. Везде нужно устроиться, работать. Тем не менее, люди, которые не могут здесь себя найти, не видят здесь перспективы, ищут лучшей доли. Это абсолютно нормальная ситуация.

- А у вас не было желания уехать?

- Нет. 

- А родственники уехали?

- Мои дети – сын и дочь - уехали. Младший брат покинул Петрозаводск от нужды. Когда обвалился рубль, он не знал, чем кормить детей. Он работал концертмейстером в Школе искусств. Какая там была зарплата, даже не хочу говорить. Не деньги, а слезы. Было время, когда он вообще хотел покончить с собой. И брат уехал, а вслед за ним уехала и наша мама. Сейчас у них все хорошо. Миллионерами они не стали, но не бедствуют. 

- Вы теперь к семье в гости ездите?

- Конечно. Этим летом был в Израиле. У моего внука была «Бар-мицва» - совершеннолетие по еврейским законам. Дочь, которая из Израиля переехала в Америку, привезла всю семью, чтобы «бар-мицва» прошла в Иерусалиме и запомнилась сыну на всю жизнь.

В поисках врага

- Что в советские времена, что сейчас бытует мнение о так называемых «еврейских дорожках»: мол, посмотрите, кто руководит, например, учреждениями здравоохранения  - одни еврейские фамилии. А как вы относитесь к таким разговорам? Национальность помогает в деле продвижения по служебной лестнице?

- Я думаю, что просто так за то, что ты еврей, руководителем не станешь. Тем более в стране с таким антисемитским прошлым. Если простому студенту для того, чтобы получить «пятерку» на экзамене в советском вузе нужно было просто выучить материал, то еврею нужно было знать тему на «десятку». Это особый разговор. Сейчас, к счастью, все не так. Государственного антисемитизма нет. Не хочу сказать, что евреи самые умные. Не хуже и не лучше других. Тот, кто немного знает историю, понимает, что евреи всегда были вне закона - все две тысячи лет во всех странах. В России они получили равноправие после февральской революции 1917 года. До этого они имели право жить в черте оседлости. И в советское время была процентная норма. Для того, чтобы еврею пробиться, нужно было очень много работать – работать головой. И все разговоры о еврейских заговорах - это чушь собачья. Например, говорили, если евреи пробиваются вверх по карьерной лестнице, то они тащат всех своих. Полная ерунда. Для еврея еврей-начальник – это кошмар, он спуску не даст. А еврей-начальник никогда не возьмет себе в замы еврея, потому что понимает, что он находится под увеличительным стеклом – всегда ткнут, что устроил своего. Но этого каждому не объяснишь. Везде есть стереотипы. Чукчи – это чукчи, евреи – это евреи.

- Антисемитские надписи – не редкость для Петрозаводска. На еврейском кладбище в центре города какие только гадости не пишут. Вы с этим пытаетесь бороться или уже опустили руки?

- Практически каждый год мы что-то ремонтируем на кладбище, замазываем надписи. Так, совсем недавно отреставрировали арку. Это стоило бешеных денег. Но кто-то уже что-то написал. Что именно не знаю - сверху все это безобразие закрашено. Вид у арки уже не тот. Зачем, почему это люди делают? Идиотов всегда хватает. К счастью, их меньше, чем нормальных людей. Как с этим бороться? Мы обращаемся в органы. В настоящее время идет очередной процесс. Летом с кладбища украли  поребрик, который мы приобрели для дорожки к памятнику. Тех, кто украл материал, поймали. И за эту ерунду человек будет наказан. Зачем ему это было надо? Я попросил следователя, чтобы человека не сажали за это хищение. 

- А тех, кто писал и рисовал всякие гадости на кладбище, наказывали?

- До суда ни одно дело не дошло. Но следователи говорили, что однажды они даже поймали двоих и провели с ними профилактическую работу. Это были молодые люди. Один парень сейчас служит в армии, другой – проблемный. Понятно, когда хулиганы что-то просто накарябают. А там были надписи, которые писали люди знающие, что они пишут. Хотя сейчас этого стало меньше. Сейчас другой враг: всем почему-то мешают кавказцы. Это ужасно, когда человеку все время кажется, что кто-то ему мешает жить. Может быть, надо подойти к зеркалу и посмотреть внимательнее. Может, все беды там – в том, человеке, который смотрит на тебя из зеркала. Я политикой не занимаюсь, стараюсь ни во что не вмешиваться. Но не заметить возвращения тенденции, когда нас окружают враги, что нужно вооружаться, сегодня нельзя. Все плохо, потому что недруги виноваты. Например, дороги у нас плохие. Кто же мешает их починить? Евреи?! Кавказцы?!

Стопроцентная грамотность

- Вы политикой не занимаетесь, а на выборы ходите?

- Нет. Я всего один раз ходил на выборы, когда мне было 18 лет. С тех пор сказал себе все, мой выбор закончен. 

- Не верите в чистоту выборов?

- Я думаю, что сейчас выборы нормальные. Всегда есть какие-то нечестности, но не в таких масштабах. Люди действительно выбирают тех, кто сегодня нами руководит.

- Значит, от политики вы, председатель региональной еврейской национально-культурной автономии Карелии, держитесь в стороне. А чем вы и ваша организация занимаетесь? 

- У нас есть благотворительный фонд, который помогает в основном пенсионерам, пожилым людям. Есть религиозная община, синагога – место, где люди собираются и молятся. Есть региональная еврейская национально-культурная автономия. Чем занимаемся? Воскресной школой, дверь в которую открыта всем, кто хочет получить знания по истории, по традиции народа. Многие приходят к осознанию того, кто ты по национальности, какие у тебя корни, достаточно поздно. Слава богу, что люди хотят узнать что-то о своем народе. Это нормально для любой нации. Не знать свою историю просто стыдно. Я считал и считаю, что человечество - это мозаичное панно из камушков. У каждого народа есть свое место. Любой камушек можно отковырнуть и выбросить, можно обойтись без него и общая картина вроде бы от этого не пострадает, но будет в панно щербинка. Каждый народ имеет свое предназначение, раз он существует, значит, так должно быть. Мы должны дружить друг с другом, уважать традиции других людей. 

- А в Петрозаводске евреям комфортно?

- В столице Карелии евреям по большому счету всегда было комфортно. Для меня это загадка. Но даже в страшные для моего народа годы – 48-й, 49-й, 53-й – сюда приезжали те, кого выгоняли с работы в Москве и Ленинграде. Евреи в Петрозаводске обретали свой дом. Потом кто-то уехал, кто-то остался. И в этом смысле мы благодарны Карелии. 

- Признайтесь, еврейская хитрость помогает по жизни?

- (Смеется). Не могу сказать, что еврей хитрее русского. Хотя люди рождаются ни хитрыми, ни умными. В процессе жизни человек становится тем, кем становится. Все зависит о того, как он развивается, учится, воспитывается в семье. У евреев традиционно сильное семейное воспитание. Традиционно евреи стопроцентно грамотны. Каждый из нас в 13 лет должен в синагоге выйти и перед членами общины прочитать Тору, либо написать реферат или прокомментировать то, что он прочитал. К этому начинают готовиться с рождения. Стремление к грамотности, стремление к тому, что надо чего-то достичь в жизни, не полагаясь ни на кого, дает свои результаты. К сожалению, сейчас это уходит. Что будет через 100 лет, не знаю. Поживем, увидим.

Беседовала Наталья Соколова    

 

Комментарии