12:00, 14 Ноября 2016
Отлетались… Малая авиация Карелии, похоже, доживает последние дни

«Молчать больше не могу»

«Вести Карелии» неоднократно рассказывали о положении дел в аэропорту «Петрозаводск», которое, по мнению некоторых его работников, ветеранов гражданской авиации республики, нельзя назвать благополучным. Еще об одном тревожном факте нашему изданию рассказал авиатехник по планеру и двигателям вертолетов Владимир Грознов, проработавший на предприятии более 45-ти с половиной лет.

- Молчать больше не могу, поскольку опасаюсь, что с каким-нибудь из наших вертолетов, а, значит, и с людьми, может произойти неладное, - говорит выпускник Выборгского авиационно-технического училища гражданской авиации Владимир Грознов. – Дело в том, что авиационно-техническую базу (АТБ) аэропорта практически развалили, что может отрицательно сказаться на безопасности полетов «МИ-8».

Грознов подробно рассказал, как все это происходило.

С февраля нынешнего года 14 из 16 инженерно-технических работников аэропорта, обслуживающие вертолеты «МИ-8», перешли на работу в Мурманское ООО «Арктика». Связано это было с тем, что у нашего аэропорта закончилось действие сертификата на техобслуживание вертолетов, который предприятие почему-то не продлило, хотя для этого требовалось всего 160 тысяч рублей.

А у авиакомпании «Арктика» такой сертификат, во всяком случае, тогда, имелся. Часть персонала аэропорта «Петрозаводск» перешла под крыло «Арктики», которая обязана была выплачивать петрозаводским специалистам заработную плату за техобслуживание двух «МИ-8». В свою очередь, мурманская авиакомпания запросила с аэропорта «Петрозаводск» за техобслуживание всего лишь двух вертолетов в феврале 2,3 миллиона рублей, а за последующие месяцы до 2,8 миллиона (в предыдущей публикации мы ошибочно написали «сотни миллионов рублей», за что приносим извинения).

Как отметил в беседе с журналистом нашего издания бывший тогда руководителем авиационного комплекса аэропорта «Петрозаводск» (в котором находится летное подразделение «МИ-8») Михаил Степанов, «техобслуживание этих же вертолетов обходилось нашему авиапредприятию в 500-600 тысяч рублей в месяц». А теперь сравним указанную сумму с запрошенными мурманчанами двумя с лишним миллионами рублей.

Как считает Владимир Грознов, «ситуацию с переводом работников АТБ в «Арктику» создали искусственно, так как это, очевидно, было кому-то выгодно».

- В результате люди были вынуждены уйти туда на работу, поскольку других предложений им не поступило, - говорит Грознов. – Однако в «Арктике» они получили деньги только один раз, а потом выплаты прекратились, и из мурманской авиакомпании все разбежались кто куда. Двое нашли работу в Магадане, другие сидят дома, либо перебиваются случайными заработками.

«Не дай Бог, случится беда»

Словно предчувствуя неладное, Владимир Грознов и другой опытный авиатехник по радиоэлектронному оборудованию вертолетов Федор Поздеев, отдавший предприятию более 46-ти лет, перейти в мурманскую «Арктику» категорически отказались. И тогда, с нескрываемой горечью произнес Грознов, их обоих просто «вышибли из аэропорта».

- Вначале нам двоим предложили 5-тысячный оклад за три месяца, похвальные грамоты и рукопожатия от руководства предприятия, только бы мы, очевидно, побыстрее ушли отсюда, - продолжил невеселый рассказ Владимир Грознов. – Мы не согласились, и тогда нас с Поздеевым вывели в четырехмесячный простой, с выплатой двух третей заработка. У меня это было 18 тысяч рублей, у Федора Яковлевича – на две тысячи больше. Но знаете, как противно ходить на работу и ничего не делать! Врагу этого не пожелаешь.

В результате Грознова и Поздеева с сентября уволили по сокращению. И теперь полгода, включая февраль, они будут получать зарплату в службе занятости, что ветеранам конечно очень обидно.

Сейчас, по информации Грознова, оба вертолета «МИ-8», один из которых находится в Песках и предназначен для круглосуточных дежурств в режиме поиска и спасания (например, терпящих бедствие воздушных судов, тонущих рыбаков и т.п.), а второй из Бесовца летает в Кижи и совершает санитарные полеты, обслуживают всего лишь два авиатехника. Это техник по планеру и двигателям Михаил Мелехов и по радиоэлектронному оборудованию Александр Якушев. Выяснилось, что сейчас они оформлены на работу в акционерное общество «Вологодское авиационное предприятие» (АО «ВАП»). Между тем, подчеркнул Владимир Грознов, «обслуживать вертолеты должны три пары авиатехников».

- С учетом круглосуточных дежурств в режиме экстренного поиска и спасания авиатехники должны также неотлучно дежурить в аэропорту, и прежде всегда так было, - говорит Владимир Юрьевич. – Сегодня этого не происходит, хотя Мелехов и Якушев, получается, трудятся по 720 часов в месяц. Это является серьезным нарушением Трудового Кодекса, поскольку он разрешает работать только по 166 часов.

Но больше всего тревожит крайне Грознова то, что «при таком напряженном режиме труда авиатехник может пропустить в вертолете какую-либо неполадку, и тогда не дай бог, может случиться беда»

Для того, чтобы подготовить вертолет к полету, отметил наш собеседник, техникам требуется в летнее время – час, зимой – два часа. Поэтому они обязаны ночевать в аэропорту, иначе в случае чрезвычайной ситуации, когда  к месту происшествия нужно вылететь немедленно, техники просто не успеют внимательно осмотреть воздушное судно. И хотя об указанных нарушениях все знают, но делают вид, что ничего противозаконного не происходит.

Прокомментировать ситуацию мы попросили нового начальника «вертолетного» авиакомплекса аэропорта «Петрозаводск» Валерия Васильева.

- Согласен, для обслуживания «МИ-8» требуются как минимум две бригады авиатехников, - сказал Васильев. - Но я не в состоянии решить этот вопрос, поскольку он находится в компетенции руководства Вологодского авиапредприятия.

Однако генеральный директор АО «ВАП» Валерий Жоголев по мобильному телефону категорически отказался от разговора с журналистом «Вестей Карелии».

От вертолетов хотят избавиться

Ранее мы рассказывали о письменной информации гендиректора аэропорта «Петрозаводск» Сергея Штатского в Карельскую транспортную прокуратуру о том, что предприятие не планирует дальнейшее осуществление коммерческих полетов и выполнение авиационных работ на «МИ-8». Поэтому руководство аэропорта не оставляет упорного желания от них избавиться. Однако, напомним, что прошлогоднее решение членов аукционной комиссии аэропорта «Петрозаводск» заключить договор аренды всех четырех вертолетов с мурманским ООО «Арктика», из-за многочисленных нарушений в конкурсной документации, вскоре отменило Карельское управление Федеральной антимонопольной службы. Поэтому заключить договор аренды аэропорт не смог.

Кроме того, когда в октябре прошлого года у экипажей «МИ-8» не было допуска к полетам, в Кижи и Сенную Губу летал вертолет все той же «Арктики». Причем он выполнял не социальный рейс (совершать которые обязан наш аэропорт) за 714 рублей, а коммерческий, взимая за билет почти в два с лишним раза дороже. Это вызвало справедливое возмущение в большинстве своем малоимущих жителей Заонежья. Хорошо, что тогда Карельская транспортная прокуратура быстро остановила этот авиационный беспредел.

Сегодня авиакомпания «Арктика» существует разве что на бумаге. 14 сентября этого года Арбитражный суд Мурманской области вынес определение о возбуждении производства по делу о ее несостоятельности (банкротстве). Любопытно, что с соответствующим заявлением в Арбитражный суд обратилась не только Федеральная налоговая служба, но и… сама «Арктика», как отмечается в судебном определении, потребовавшая признать себя банкротом.

Задолженность авиакомпании только по заработной плате очевидно теперь уже бывшим своим 57-ми работникам, составляет почти 15 миллионов рублей. Одним словом, прилетели.

«Ми-8» передадут Вологде?

По полученной нашим изданием информации, сейчас аэропорт «Петрозаводск», ссылаясь на отсутствие денег на содержание «МИ-8», планирует как-то объединить свою деятельность с вологодским авиапредприятием и передать ему вертолеты. Однако каким образом все это может произойти на практике, непонятно. Поскольку наш аэропорт, в отличие от АО «ВАП», является бюджетным учреждением, вертолеты – это государственное имущество, избавиться от которого в нынешней, грозящей обернуться новым скандалом ситуации, ему будет сложно.

Мы попросили председателя Госкомитета республики по дорожному хозяйству, транспорту и связи Виктора Дроздова прояснить, действительно ли аэропорт «Петрозаводск» намеревается каким-то образом объединиться с АО «ВАП»?

- Да, мы рассматриваем возможное участие аэропорта «Петрозаводск» в работе вологодского авиапредприятия с помощью своего имущества, в данном случае, вертолетов, - сообщил Виктор Дроздов. – Но до конца этот вопрос не решен. Одновременно в нынешних очень трудных, по причине нехватки денег, условиях, ищем и другие варианты развития аэропорта.

Генеральный директор АО «ВАП» Валерий Жоголев отказался прокомментировать и ситуацию о возможной совместной работе вологодских и петрозаводских авиаторов.

Можно, наверное, согласиться с Виктором Дроздовым в том, что деньги помогают решать если не все, то очень многие вопросы. Но как тогда быть с авторитетным мнением многих ветеранов гражданской авиации Карелии, ее действующих сотрудников, считающих, что при грамотном руководстве вертолеты «МИ-8» себя оправдывают? Так, например, только за поисково-спасательные дежурства госкорпорация «Росаэронавигация» ежемесячно платит нашему аэропорту 1,8 миллиона рублей. Предприятие получает деньги и за санитарные полеты, субсидию из республиканского бюджета за социальные рейсы в Заонежье.

Денег, очевидно, можно было бы заработать больше. Однако, например, минувшими весной и летом аэропорт не пожелал участвовать в конкурсах Карельского центра авиационной и наземной охраны лесов на предоставление ему различных авиационных услуг «МИ-8», за которые предприятие получило бы хорошие деньги. И члены экипажей вертолетов рады любым работам, которые, сказали они автору этих строк, «им всегда выгодны». Однако руководство аэропорта «Петрозаводск», похоже, не желает сохранить хотя бы остатки малой авиации республики.

Светлана ЛЫСЕНКО

 

Комментарии

иван
2016-11-14 12:06:00
арктика--это сборище лохов начальников. не имеющих авиационного образования
Гость
Сегодня, 21 ноября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

20.11.2017, 10:03
Инженеры предлагают передовые решения для качества, комфорта и здоровья.
17.11.2017, 10:28
Министр экономического развития и промышленности Карелии Дмитрий Матвиец рассказал, почему республиканские бизнесмены не берут деньги у государства на развитие собственного дела.
16.11.2017, 11:35
Уголовное дело по обвинению секретаря бюро карельского отделения «Справедливой России» Алексея Гаврилова в вандализме полиция передала в следственное управление СК России по Карелии для дальнейшего разбирательства.