• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Ключ от квартиры, где деньги лежат, никому не нужен

13 ноября 2015 годаОбщество

Создатель «Like», 24-летний миллионер  Аяз Шабутдинов, приехавший на Молодежный экономический форум в Петрозаводск, предложил всем желающим 300 тысяч рублей на создание бизнеса. Согласились единицы. Почему местная молодежь боится идти в бизнес?

12 ноября в Петрозаводске открылся Молодежный экономический форум. На трех площадках, которые посвящены науке, молодежному предпринимательству и образованию, работают известные специалисты из России. В форуме принимает участие около тысячи человек из России и других стран. Посвящено мероприятие в этом году новой экономике и ее возможностям.

Без преувеличения, форум можно назвать знаковым событием этого года – это, по сути, первая международная дискуссионная площадка для молодежи, на которой фундаментальная наука встречается с практикой.

Как рассказал на открытии форума директор Института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев, сейчас экономике нужны амбициозные лидеры, которые смогут повести за собой молодежь. Потому что старая экономика, ориентированная на материальный капитал – уже неэффективна. Для нэоэкономики характеры другие ценности. Прежде всего – знания, информация и человеческий капитал.

Поделиться знаниями с петрозаводской молодежью приехали специалисты, работающие в совершенно новых областях, и работающие с  интернетом в общем и соцсетями в частности, брендами,  интеллектуальной собственностью.

Одним из знаковых событий первого дня форума стало выступление молодого предпринимателя, самого известного российского миллионера, не перешагнувшего 25-летний рубеж, Аяз Шабутдинов, владелец и основатель холдинга «Like», в который входит около 30 компаний. Количество партнеров из восьми стран – более 400.

В «Like» входят предприятия разного профиля – от пиццерий, кофеен, сетей хостелов, магазинов до языковых школ, парикмахерских и центров по оказанию юридической помощи призывникам.

Существует холдинг два года, однако в прошлом году оборот составил около 300 миллионов рублей.

Секрет успеха, по словам Аяза, прост – в холдинг входят бизнес-центры, в которых можно научиться зарабатывать деньги. Лучших студентов центров приглашают к сотрудничеству: инвестиции взамен на долю в бизнесе. Такой «Like-центр», возможно, в следующем году откроется и в Петрозаводске.

Как заработать миллион

Предприниматель, выступая перед полным молодых и очень деловых, на первый взгляд, людей, рассекретил свою схему заработка миллиона, состоящую из десяти шагов. Прежде всего, считает Аяз, следует поставить цель, после – выбрать сферу деятельности, основываясь на личных предпочтениях и возможностях. Затем необходимо провести аудит конкурентов, чтобы понять – можно ли заработать на выбранном рынке. Кроме того, миллионер посоветовал поработать в выбранной отрасли наемным работником.

Аяз обратил внимание и на так называемую «цену ввода» на рынок. В идеале, на запуск нового бизнеса стоит тратить не больше, чем предприниматель зарабатывает за год.

После всего этого нужно разработать продукт, упаковать его и сгенерировать аудиторию. Разрабатывая продукт, по словам спикера, вполне можно пользоваться чужими успешными практиками, которые необходимо усовершенствовать, усиливая свои предложения на рынке дополнительными преимуществами, которых нет у конкурентов.

Далее последует этап настройки продаж, тестирование базовой модели, решение кадровых и юридических вопросов и, наконец, масштабирование бизнеса.

«Не будьте вечными стартаперами»

По мнению бизнесмена, в смене сферы деятельности на начальных этапах запуска предприятия, нет ничего плохого, мало того, такие модифицированные проекты живут дольше, а прибыли основателю приносят больше.

Тем не менее, бесконечно оставаться в модном сейчас статусе стартапера – не лучшая идея. «Дам один совет. Хватит ходить по бизнес-тренингам. Нет ничего лучше практики», - заверил он.

«Вам не нужна информация»

Когда до конца двухчасовой встречи оставалось 10 минут, Аяз остановил свой рассказ и свернул презентацию. Бизнесмен все время приводил примеры из собственной практики. Так, он вспомнил кейс автомойки «Fast & Shine», франшизу на которую купили петрозаводчане.

«Вот представьте, я даю вам 300 тысяч рублей, говорю: «Вот есть американское средство для мойки машин. Закупай, привози и отдавай нашим химикам, чтобы они создали свой состав, адаптированный к нашим реалиям», - предложил он. – Кто готов? Я вам каждый день объясняю, что делать, чтобы заработать».

Однако уговорить принять участие в таком предприятии миллионеру удалось меньше десяти человек из перспективных и очень деловых молодых людей.

На всякий случай Шабутдинов повторил свое предложение, но аудитория  на провокацию «Сделай один-два-три и заработай миллион» не поддалась. Даже несмотря на то, что кейс – реальный и вполне успешный.

«Я так понимаю, что про горизонтальное и вертикальное масштабирование, франчайзинг и юридические вопросы вам рассказывать не надо, - резюмировал он. – Тут не лекция по построению бизнеса нужна. Тут мозги надо вправить. Вам нужна не информация, а волшебный пинок».

«Вы будете проклинать меня»

В качестве такого «волшебного пинка» Шабутдинов использовал собственный опыт, показав собравшимся два своих фото. На первом – еще только начинающий предприниматель в резиновых шлепанцах возле разбитых «Жигулей». «Это я в Ижевске. Первая машина», - объяснил Аяз. На втором фото – успешный молодой человек в стильной одежде возле спортивного автомобиля. «За два года я заработал», - прокомментировал он.

«Просто однажды я дал себе обещание ни на кого никогда не работать», - добавил миллионер.

Аяз увещевал собравшихся – выход из зоны комфорта необходим. Вера в себя – неотъемлемая часть успеха. Отсутствие самомнения тоже пойдет на пользу.

Однако последовать совету и дать себе обещания никогда не быть наемным служащим, решилось из 200 участников встречи человек пять.

«Готовьтесь пахать, проклинать меня, когда наступят трудности, но не предавайте свою мечту. Научитесь хотеть», - потребовал бизнесмен.

Откуда взять деньги?

«Вы можете сказать: «Это все круто, Аяз, но где взять деньги?», -  обратился к потенциальным миллионерам миллионер реальный.

Ответ оказался прост – средства можно занять у знакомых, имея бизнес-план. «Помните, что денег больше чем тех, кто ими может толково распорядиться», - заметил он. На свой первый проект, начатый в возрасте 20 лет, молодой человек занял у друга 100 тысяч рублей. И, похоже, совет – весьма действенный. На открытие барбершопа «LikeBro» в Петрозаводске потребовался миллион рублей. Который был собран за пять дней. Эта сумма владелицей парикмахерской для мужчин уже отдана. И хипстерская брадобрейня, куда не пускают женщин, набирает популярность, выйдя на уверенную прибыль за месяц.

Найдутся ли у Аяза Шабутдинова, чье имя можно занести в список тех самых «амбициозных лидеров» последователи в Петрозаводске – пока не ясно. Возможно, слабый уровень активности молодых и перспективных вызван не отсутствием знаний, а отсутствием умения ставить цели и добиваться их.

Рита Маар

 

Комментарии

  • Юрий11.12.2015 | 23:14Ссылка
    Like Центр в Петрозаводске уже начал свою работу: http://vk.com/likebz_petrozavodsk
  • Ирина13.11.2015 | 11:20Ссылка
    Полностью согласна с автором. Удалось послушать молодого миллионера только последние 20 минут. Жалею, конечно. В момент выступления Аяза слушала молодых ученых в Академии. И одно исследование молодого ученого очень точным было в выводах: население в Петрозаводске относится в категории населения с иждивенческой позицией (68 %). И только чуть более 20 % с конструктивной позицией. Чтобы стать миллионером надо действительно пахать в полном смысле этого слова - мое мнение (работаю в сфере занятости населения): молодежь работать не покладая рук, ног, головы... не хочет. К знаниям не стремиться. И поэтому вывод автора соответствует действительности, то конечно же не может нас радовать. МЭФ - замечательное мероприятие, но к ,сожалению, те для кого оно проводится, не видят этого для своих жизненных возможностей.
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3