• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Кто и как будет спасать городские троллейбусы

06 октября 2015 годаОбщество

Администрация Петрозаводска просит бюджетный кредит у правительства, а Петросовет предлагает посоветоваться с частными перевозчиками.

За последние 10 лет предприятие, которое обеспечивает работу троллейбусов в Петрозаводске, пережило не один финансовый кризис, сменив несколько названий. Все помнят, как 2010 году ОАО «Троллейбусное управление» обанкротилось и было реорганизовано в МУП «Городской транспорт». Решить проблему убыточности троллейбусного сообщения в Петрозаводске пытались все предыдущие руководители «Городского транспорта». Каждый из них говорил о том, что троллейбусы не могут справиться с конкуренцией со стороны пассажирских автобусов. Ими владеют частные компании и работают они на тех же маршрутах, что и муниципальные троллейбусы. «Городской транспорт» пытался разными способами переманить пассажиров: от более дешевых билетов до установки Wi-Fi в троллейбусах. Но это не помогло.

Разговоры о бюджетном субсидировании предприятия с новой силой возобновились весной этого года. Тогда администрация Петрозаводска уже просила выделить на троллейбусы 28 миллионов рублей из муниципального бюджета.

"Однако депутаты не поддержали инициативу администрации города, перераспределив данные средства на иные цели. Таким образом, ПМУП "Городской транспорт" лишился субсидирования пассажирских перевозок, что привело к весьма плачевным результатам", - говорится в официальном заявлении на сайте администрации.

Как пояснили "Вестям Карелии" в Петросовете,  в апреле финансовая ситуация в ПМУП "Городской транспорт" выглядела иначе, поэтому депутаты отложили решение вопроса о субсидировании. В сентябре администрация предложила выделить предприятию 11 миллионов рублей, и Петросовет принял такое решение. "Городской транспорт" получил субсидию из муниципального бюджета.

Однако, к сентябрю предприятие накопило огромные долги перед энергетиками и Пенсионным фондом. Счета "Городского транспорта" оказались заблокированы. Уже через две недели, после того, как предприятие получило 11 млн. рублей,  его директор Максим Луньков объявил, что этого недостаточно. Он предупредил о возможном сокращении в ноябре количества троллейбусных маршрутов, "при условии, что мы не получим дополнительных средств из республиканского или муниципального бюджета".

В администрации ответили, что городской бюджет и так трещит по швам, денег в казне нет.  Через несколько дней руководство предприятие объявило о повышении стоимости проезда в троллейбусах.

"В связи с отсутствием у предприятия финансовой возможности осуществлять перевозки по тарифу 15 рублей без дополнительного бюджетного финансирования, с целью повышения доходности троллейбусных перевозок, ПМУП "Городской транспорт" планирует с 19 октября 2015 года увеличить стоимость проезда", - пояснили на предприятии.

И вот теперь власти Петрозаводска обратились к правительству Карелии с просьбой выделить бюджетный кредит на сумму 28 миллионов рублей для спасения троллейбусных перевозок в городе. Эти деньги администрация города хочет перечислить в виде субсидии ПМУП "Городской транспорт".

В правительстве Карелии рекомендовали, прежде чем обращаться за кредитом, согласовать объемы финансирования предприятия и методику расчета с Петросоветом.

Официальное заявление председателя Петросовета Геннадия Боднарчука распространила пресс-служба горсовета.

"Надеюсь, что совместно с администрацией города и республиканскими властями  удастся урегулировать эту ситуацию.  Будем изыскивать средства и возможности финансирования предприятия из бюджета города. Также планируем услышать позицию  руководителя предприятия о дальнейшем его развитии. Мы постараемся сохранить муниципальное предприятие", - сказал Боднарчук.

По его мнению, одной из причин кризиса стала низкая стоимость проезда в троллейбусах в предыдущие годы.

"Мы не раз обращали внимание   жителей города и руководства муниципального предприятия на то, что различные эксперименты с 10-рублевым проездом  не допустимы. Нас не слышали -  теперь  мы пришли к тому, что предприятие вновь находится в состоянии банкротства", - сказал спикер.

При этом он считает, что увеличение стоимости проезда до 17 рублей, уже не спасет предприятие, так как "проблема более глобальная и нужно находить другие способы ее  решения".

На вопрос о возможном сокращении количества троллеейбусов Боднарчук ответил, что "рассматривать маршрутную сеть необходимо в системе".

"При этом нужно разговаривать с частными перевозчиками, а итоговое решение принимать в комитете транспорта", - сказал председатель Петросовета.

Этим высказыванием он невольно напомнил, о чем весной говорила мэр Петрозаводска Галина Ширшина. По ее мнению, спикер Петросовета склонен к поддержке частных автоперевозчиков, которые не заинтересованы в сохранении городских троллейбусов.

Встреча специалистов администрации Петрозаводска с депутатами должна состояться на этой неделе. Но она будет проходить за закрытыми для прессы дверями.

За рамками всей этой дискуссии пока остается вопрос, которые поднимался в предыдущие годы. Насколько, вообще, целесообразно сохранять троллейбусную маршрутную сеть, если она постоянно приносит одни убытки? Единственный аргумент, который выдвигается на протяжении десятилетней агонии троллейбусного предприятия – электротранспорт не загрязняет воздух выхлопными газами. Вопрос в том, готовы ли налогоплательщики за это платить?

P.S. После того, как этот материал уже был опубликован глава Карелии назвал условия выделения кредита на спасение троллейбусов Петрозаводска. По его словам, прежде чем принимать решение, "надо убедиться, что мэрия сделала все возможное".

"Надо комплексно заниматься проблемой, а не выискивать 28 миллионов рублей", - сказал Худилайнен.

Алексей Укконе

 

Комментарии