• EUR: 69,2635
  • USD: 58,2242

Министр образования РК: «Нам на селе надо немолодых»

04 сентября 2017 годаОбщество

Количество молодых специалистов в городских школах Карелии растет, а сельским они и не нужны – там больше ко двору те, кому за 40. В крупных населенных пунктах будут сроить новые школы, а в небольших деревнях  - «дома учителя». Об этом и многом другом в эфире «Радио России - Карелия» рассказал министр образования Карелии Александр Морозов. Предлагаем нашим читателям выдержки из этого интервью.

 - Недавно в Карелии проходило Общероссийское родительское собрание, в котором вы принимали участие. Прозвучал вопрос, который касался наполняемости классов...

- Если говорить о наполняемости классов, то здесь ответ  вполне однозначный. Есть требования СанПиН - 2,5 квадратных метра на ученика - безусловно, мы будем этого придерживаться, потому что, наверное, неправильно было бы содержать полупустое школьное здание, а содержание школы, детсада, любого образовательного учреждения достаточно дорого. Если у нас есть возможность, не нарушая никаких норм, правил и нормативов, скажем так, довести количество детей в школе до проектной мощности, этим надо пользоваться. Цель, которую поставило перед собой правительство РФ  - ликвидация к 2020 году второй смены в общем образовании. Мы тоже в этом проекте участвуем, и есть поручение врио главы Карелии Артура Парфенчикова о подготовке перечня муниципалитетов, где мы в ближайшее время будем строить новые школы.

- Какие-то территории уже определены?

 - Это Петрозаводск, участки новой застройки, там, где большое количество семей, детей. Есть еще ряд районов - где-то это связано с ненадлежащим состоянием действующей школы, как, например, в Ледмозеро, которая в этом году строится (в декабре мы ее сдаем взамен аварийной). Это будет школа, построенная по всем современным требованиям и укомплектованная всем современным учебным оборудованием.

Есть предложения, они уже вошли в проект программы 100-летия Карелии - строительство новых школ в Сортавале, Кеми, Медвежьегорске, рассматриваем ряд других вещей.

Для нас еще очень важно поручение руководителя региона: со следующего года мы начинаем реализовывать республиканскую программу ремонтов школьных зданий. Этой программы не было давно, в 2006 году она закончилась и была связана с ремонтом кровель. Сейчас потребность в этом есть, здания у нас достаточно старые, и в наиболее затратных видах ремонтах республика муниципалитетам поможет.

- Появление любой программы подразумевает под собой какое-то финансирование…

 - Источник финансирования найден: это федеральная программа развития Карелии. Поэтому сейчас мы уже работаем с муниципалитетами, отбираем на следующий год, скажем так, наиболее кричащие вопросы, ранжируем учреждения…

- Формируете очередь…

 - Да. Грубо говоря, то, что нужно обязательно сделать в следующем году, а что пойдет на 2019-2020 годы. Понятно, что за один год мы все проблемы школьных зданий, основная масса которых строилась в 60-70-е годы, не решим.

- Тем не менее, все ли школы готовы к новому учебному сезону?

 - У нас открывается 211 школ, более 69 с половиной тысяч детей сядут за парты. Из них – 7332 первоклассника, их ровно столько же, сколько пришло в прошлом году. Школы все приняты к учебному году. Основные, влияющие на безопасность образовательного процесса, работы проведены.

В ряде школ, в основном, там, где мы работаем по федеральной программе «Доступная среда» или ремонтируем спортзалы сельских школ, работы еще будут продолжаться, но с обеспечением всех необходимых мер безопасности.  Чаще всего такие работы в учебном году идут во второй половине дня, когда в здании нет детей. Таких школ осталось совсем немного, при этом ситуация меняется с каждым часом. Тем не менее, все школы приняты и будут работать.

Это касается и 280 детских садов в Карелии. Совсем скоро мы откроем еще один детский сад: в начале сентября будет закончено строительство детского сада в Петрозаводске на улице Ленинградской на 210 мест. В сентябре откроются дошкольные группы в Энгозеро, где детский сад «РЖД» передан в муниципальную собственность.

По поручению врио главы региона началось строительство двух детских садов на Древлянке общей мощностью в 450 мест. Есть еще ряд проектов, которые мы будем реализовывать в 2017-2018 годах.

- Год назад шла речь о возможном снижении нагрузки как на педагогов, так и на учащихся. В новом учебном сезоне что-нибудь серьезно поменяется?

 - Есть такой термин: коэффициент замещения, когда учитель работает больше, чем на ставку. У нас он составляет 1,2, то есть в среднем - 22-24 часа. Если говорить о нагрузке на школьников, то родители на собрании тоже этот вопрос поднимали, мол, у нас буквально бедные северные дети... Вообще, разговоры и идея о сверхнагрузке сильно преувеличены, потому что РФ по сравнению со своими соседями, как на Западе, так и на Востоке, имеет самую маленькую продолжительность учебного года и самые большие каникулы (3 месяца летом и 1 месяц в течение учебного года). Собственно говоря, и дневная учебная нагрузка меньше, чем, скажем, в Финляндии.

- А так ли корректно сравнивать Запад и Восток с РФ?

 - А в чем разница?

- Но учебный процесс разный.

 - А чем он разный? И там, и здесь дети приходят в школу, чтобы получить знания. В принципе, содержание образования, если брать в самом общем смысле, одинаково. Дети приходят в школу, чтобы их научили читать, считать, писать, мыслить, научили искать информацию, самообразовываться и т.д. и т.п. Дальше есть различия, но в целом и общем это так.

- Сейчас в Госдуме говорят о том, чтобы нагрузку снизить. Есть законопроект, который предусматривает, в том числе, увеличение межчетвертных каникул. Еще говорят о том, чтобы дать регионам возможность перенести начало учебного года с 1 сентября на 1 октября. Как Вы к этому относитесь?

 - Сразу задам встречный вопрос: а почему не на 1 декабря? Почему на 1 октября, а, скажем, не на 15 августа? На самом деле, здесь однозначно высказалось Министерство образования и науки РФ, которое не поддерживает идею переноса. Есть достаточно много вещей, в том числе, и организационного характера. Дело в том, что ни одно предложение (а они появляются регулярно за последние 30 лет) ничем не обосновано.

А чем будет лучше с 1 октября? Точно так же на черноморском побережье Кавказа и в Крыму еще будут очень теплая водичка и солнечные дни, а в Заполярье уже будет снег. Всегда найдется человек, который скажет: «А в октябре ведь еще можно, последнее солнце!» и так далее. Но мы тоже должны понимать, что учебный год не может проходить в условиях, когда ребенок идет в школу темноте и возвращается в темноте…

Что касается межчетвертных каникул, что мне кажется, что тридцати дней каникул в течение учебного года достаточно, на это указывают, в том числе, санитарные врачи. Другое дело, в отличие от советского периода, у школы сейчас есть законодательно оформленная возможность, в которую никто не может вмешиваться — это формирование годового календарного учебного графика, учебного процесса. Как будет делиться год, сколько каникул будет и так далее – это дело школы. Есть управляющий совет, в котором есть учителя, родители, которые все могут решить. Когда меня спрашивают, когда начинаются осенние каникулы, я всем говорю: «Не знаю». Потому что в 211 школах Карелии они могут начинаться в самое разное время

- А как готовы наши педагоги? Недавно на встрече прозвучала цифра о том, что отрасли здравоохранения не хватает 470 врачей. В отрасли образования сколько не хватает? Или хватает?

 - На 1 августа 2017 года учебного года  нас было порядка 60 вакансий, большинство вакансий сейчас уже закрыто. В том числе, на селе - за счет увеличения нагрузки на действующего учителя. Наш мониторинг показывает, что мы столкнемся с проблемой, когда учителя с большим стажем начнут уходить на отдых где-то года через три. С другой стороны, по сравнению с прошлым годом, сейчас могу сказать более оптимистично: мы видим приток молодых педагогов в школы. Причем, что интересно, достаточного количества мужчин. Понятно, что сейчас это происходит, в основном, в школах крупных городов, где есть полная нагрузка, вся инфраструктура и так далее.

Безусловно, в сельскую школу, на то количество часов, с полной ставкой есть сложности, вплоть до того, что мы сейчас всерьез прорабатываем такой вариант: привлекать-то нам на село надо не молодых специалистов, а людей, которым, скажем так, после 40. У них уже другие приоритеты в жизни, хочется выйти на свое крыльцо, окинуть взглядом близкое озеро. Если им, например, помочь построить дом, то почему нет?

- Насколько целесообразной в этом смысле Вам видится инициатива появления домов учителя, которая вызвала противоречивые мнения?

 - Это хорошая идея для начальной школы. Если на селе есть, грубо говоря, до 10 детей, которые должны учиться в начальной школе, то дешевле построить и содержать дом учителя, чем содержать здание школы, построенной в семидесятые годы и рассчитанной на 100-200 детей.

- Другое дело, найдутся ли учителя…

 - Почему нет? Есть хороший опыт в других регионах, мы его сейчас хорошо прорабатываем. Если это будет хорошее жилье с благоустройством, а когда твое рабочее место за дверью…

- Получается, некоторая альтернатива пансионатам…

 - Согласитесь, вот есть Великая Нива (деревня в Медвежьегорском районе,  - прим. ред.), там пятеро детей, начальная школа…

- Они закончат, что будет дальше с домом учителя?

 - Тут надо соблюсти некоторую пропорцию, понимать, что, по крайней мере, один-два ребенка на перспективу в этом населенном пункте будут. Понятно, где не будет детей, там не будет школ.

- А о количестве этих домов, о финансовом обеспечении пока речь вести рано?

 - У нас есть поручение, мы его прорабатываем. Вообще, есть совершенно разные схемы в разных регионах: где-то все содержится за счет бюджета, где-то строится за счет бюджета, а дальше содержание дома становится делом семьи.

Мы сейчас изучаем более подходящий нам вариант. Артур Олегович (Парфенчиков - прим. ред.) проводил встречу в рыболовецком колхозе, где руководство четко говорило: мы готовы построить этот дом за свои. Другое дело, что там, к сожалению, нет детей начальной школы. А дом учителя для старшей ступени, конечно, не подходит, потому что, начиная с 5 класса, детей должны вообще-то учить 13 профессиональных учителей.

- Еще один вопрос, который касается инфраструктуры. Помнится, недавно говорилось о том, что подвоз школьников в этом году обеспечен на 100 процентов, но нашим учреждениям требуется еще где-то 40 школьных автобусов. На мой взгляд, здесь видится какое-то противоречие...

 - В новом учебном году мы будем подвозить 3 тысячи детей к 92 образовательным учреждениям, будут задействовано 98 школьных автобусов. Плюс в ряде муниципалитетов транспортные средства будут зафрахтованы у перевозчиков. По состоянию на 1 сентября мы в полном объеме обеспечиваем подвоз. Однако, поскольку правила перевозки детей, которые утверждены постановлением правительства РФ, содержат норму, что автобус для перевозки детей не должен быть старше 10-летнего возраста, соответственно, у нас есть потребность в обновлении парка.

В прошлом году мы получили из федерального бюджета 13 автобусов, в этом году мы планируем, что получим по программе минимум около 40. Если все будет нормально (сейчас мы работаем с Минобром и Минпромторгом РФ), то мы получим чуть больше 50 автобусов и закроем эту тему на два года. И эти автобусы, и автобусы, которые приходили к нам в прошлом году, в полном объеме соответствуют ГОСТу и правилам перевозо

Другое дело, что я до сих пор не понимаю, зачем в школьном автобусе нужен тахограф. Прибор вроде как служит для определения рабочего времени и скорости, но в Карелии в среднем продолжительность работы водителя школьного автобуса порядка 4 часов,  а технически этот автобус не может развивать скорость более 60 километров в час, она ограничена механически, и с этим нельзя ничего сделать. А каждое такое устройство стоит порядка 50 тысяч рублей. Помножьте на количество автобусов: получите деньги в нашем не очень большом бюджете, которые тратятся на не понятные мне мероприятия.

- К слову, о бюджете. На обеспечение и подготовку образовательных учреждений к новому учебному году было выделено больше или меньше средств?

 - Сопоставимо с прошлым годом, порядка 340 млн. рублей, но только выполнение первоочередных предписаний надзорных органов на сегодняшний день требует порядка полмиллиарда рублей. Когда мы доложили об этом Артуру Олеговичу, было принято решение о том, что республика должна найти механизм помощи учредителям, муниципалитетам в решении этой проблемы.

 

Комментарии

    Блоги
    • 1
    • 2
    • 3