• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Город утонет в свалках?

21 января 2014 годаОбщество

Петрозаводску грозит очередная мусорная катастрофа

На минувшей неделе в Петрозаводске началась замена мусорных контейнеров: на месте новых долговечных пластиковых евробаков стали появляться старые металлические «ящики». Горожане, наблюдающие за «нововведением» муниципального предприятия «Автоспецтранс», негодуют. «Осталось только завалить мусором контейнерные площадки во дворах, чтобы к ним было невозможно подойти, и все у нас будет как прежде», – возмущаются петрозаводчане. Действительно, за последние  полгода многие жители столицы Карелии привыкли к пластиковым евроконтейнерам, которые выглядят современно и эстетично в отличие от старых ржавых баков. Привыкли горожане и к своевременному вывозу мусора с площадок. Петрозаводские власти забыли о массовых жалобах на свалки во дворах. Неужели нынешний порядок на контейнерных площадках кого-то не устраивает? Мы попытались разобраться, что сегодня происходит на «мусорном фронте» Петрозаводска.

Качество в цифрах

На протяжении многих лет уборка и вывоз мусора была головной болью для городских властей. Муниципальное предприятие «Автоспецтранс», осуществлявшее сбор и вывоз отходов в Петрозаводске, периодически закупало новую технику, пыталось контролировать работу водителей мусоровозов, требуя их делать фотоснимки контейнерных площадок до и после уборки, но  «мусорных» проблем у города меньше не становилось.  Не всегда контейнеры опустошались своевременно. А из-за того, что крупногабаритный мусор вывозился не чаще раза в неделю, дворы превращались в настоящие свалки.  

В прошлом году ситуация изменилась. «Автоспецтранс» решил делегировать свои полномочия по сбору и вывозу мусора подрядчику, оставив за собой в основном уборку крупногабаритного и строительного мусора, раздельный сбор мусора и утилизацию – городскую свалку в Орзеге.  Так в Петрозаводск пришел инвестор.  ООО «Озон», входящее в Маг Груп – компанию, являющуюся крупнейшим экспертом в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора на территории России, выиграло открытый конкурс на условиях предложенных муниципальным предприятием.  Инвестор начал свою работу в Петрозаводске летом прошлого года, вложив в модернизацию системы вывоза мусора около 150 миллионов рублей.  Компания установила на площадках около 3000 пластиковых евроконтейнеров, которые заменили ржавые баки меньшей вместимости. «Озон» приобрел 28 мусоровозов, включая 11  «Сканий», обладающих повышенной маневренностью для работы в условиях плотной застройки. 180 горожан нашли работу на новом предприятии. Ну а главное, «Озон» внедрил новую систему организации сбора и вывоза мусора. Предприятие контролирует вывоз отходов в режиме реального времени. На каждом мусоровозе установлены  GPS-датчик и два видеорегистратора. Так что у водителя незаметно сойти с линии, отклониться от маршрута или некачественно убрать контейнерную площадку просто не получится. Система «Озона» все отслеживает, все фиксирует.  Здесь оценивают работу не словами «хорошо – так себе – плохо», а конкретными цифровыми значениями. Внедрение системы управления логистикой Mag Quality позволяет за 4-6 месяцев довести вывоз отходов до 93-95 процентов и даже 98 процентов. И таких результатов удалось добиться «Озону» в Петрозаводске. В городских дворах за последние полгода стало действительно чище. Это отмечают даже те горожане, которые до сих пор не могут заставить себя открыть крышку пластикового евроконтейнера, бросая пакет рядом с баком. Хотя с открытыми контейнерами, из которых мусор разносится ветром и растаскивается животными, проблем во дворах с порядком гораздо больше. 

Власти молчат, МУП не платит

Петрозаводчане явно выиграли от прихода в город «Озона». А вот «Автоспецтранс» так и не смог ни уменьшить свои расходы, ни реализовать свои планы по развитию. Работники муниципального предприятия осенью прошлого года стали винить во всех своих бедах «варягов», хотя в «Озоне» работают 180 петрозаводчан.  Иногородний там только директор – Андрей Фролов.

Новый мэр Петрозаводска Галина Ширшина, проведя в ноябре совещание с участием руководства  «Автоспецтранса» и предприятия «Озона», заявила:   «Моя задача как главы города – обеспечить регулярный, качественный вывоз мусора с применением современных технологий, а не лоббировать интересы того или иного предприятия».  Тогда же мэр пообещала, что вопрос о целесообразности привлечения к работам той или иной организации будет решаться с участием экономистов и юристов. «Главное, чтобы это было экономически выгодно для города и принесло желаемые результаты», – сказала Галина Ширшина.

«Озон», показавший достойные результаты за несколько месяцев своей работы в Петрозаводске и готовый и в будущем вкладываться в развитие материально-технической базы предприятия, тогда предложил городским властям снизить тариф для населения на вывоз мусора на 10 процентов.  По словам директора предприятия  Андрея Фролова, снижение затрат связано с повышением производительности и использованием современных технологий.  Так что уже около трех месяцев назад горожане могли начать экономить на этой статье расходов, но мэрия Петрозаводска почему-то это выгодное как  для простых жителей столицы Карелии, так и бюджетных предприятий предложение не поддержала. Городские власти лишь сменили руководство муниципального предприятия. Вместо Евгения Минервина, при котором были установлены десятки контейнеров для раздельного сбора мусора и крупногабаритный мусор стал вывозиться ежедневно, в «Автоспецтранс» пришла Ольга Ильина. На этом активность городских властей, решивших вроде бы разобраться в мусорных проблемах, закончилась. А вот муниципальное предприятие,  наоборот, развернуло «бурную» деятельность:  с октября оно перестало платить подрядчику за вывоз мусора. На сегодняшний день задолженность «Автоспецтранса» перед «Озоном» составляет около  40 миллионов рублей.  А в январе сотрудники муниципального предприятия  начали размещать на контейнерных площадках свои старые железные баки, выкидывая в сторону новые пластиковые евроконтейнеры подрядной организации. 

«Сейчас наши сотрудники собирают контейнеры обратно. МУП не выполняет условия договора и хочет, видимо, их изменить. Мы будем подавать в суд», – сказал директор «Озона» Андрей Фролов.

Судебная тяжба между предприятиями может затянуться надолго. Но только кто от этого процесса выиграет? Явно не город и его жители. Если «Автоспецтранс» вернет под свой контроль весь вывоз  мусора в Петрозаводске, то обеспечить чистоту и порядок на площадках он не сможет. Увы, но у муниципального предприятия нет достаточного количества современной техники и контейнеров, а купить все это ему не на что. Система же управления вывозом отходов у «Автоспецтранса» – это даже не вчерашний, а позавчерашний день. При этом количество бытовых отходов в городе постоянно растет, и в будущем проблема с мусором будет только усугубляться.  Но станет ли МУП после изгнания подрядчика безубыточным? Верится с трудом. При этом задолженность «Автоспецтранса» перед «Озоном» продолжает расти. Если ситуация не изменится, то у подрядной организации возникнут сложности с выплатой заработной платы своим сотрудникам – тем же петрозаводчанам, с оплатой лизинговых платежей за технику и покупкой ГСМ. Понятно, что у инвестора появятся проблемы с исполнением договорных обязательств. «Озон» вынужден будет уйти из города. Другого выхода при нынешнем бездействии петрозаводских властей у предприятия не будет. И с чем в итоге останутся горожане? Со ржавыми баками, необустроенными контейнерными площадками и  вечными свалками во дворах? 

От администрации города сегодня зависит, каким будет Петрозаводск уже в ближайшее время.  Ведь можно сколько угодно вспоминать о том, что наш город  когда-то был одним из самых чистых городов России, но от этого столица Карелии чище не станет. 

Андрей Кузнецов

 

Комментарии

  • Инженер24.01.2014 | 14:59Ссылка
    На самом деле приход Озона в Петрозаводск однозначно улучшил ситуацию с вывозом ТБО. Сам ежедневно с балкона наблюдал на протяжении многих лет ужасающие кучи мусора на контейнерной площадке. А с мая 2013 г. площадка стала напоминать аналогичную у друга в Финляндии (не такую конечно, но уже похожую). А то, что в городе исчезли жуткие КАМАЗы-мусоровозы и появились современные белые машины вообще радовало! Если госпожа Ширшина вернет мне обратно эти железные баки и страшные машины, а также помойку под окном, то несмотря на то, что я за нее голосовал, сам перейду в стан ее критиков. Хотя мне этого очень не хочется. Надеюсь Галина Игоревна разберется в ситуации!
  • Гостю22.01.2014 | 23:26Ссылка
    А чего Озон так боится конкуренции?Поделите город по районам.А люди потом сами решат кто лучше убирает.
  • Гость21.01.2014 | 21:58Ссылка
    Автоспецтранс попробовал конкуренцию, им не понравилось, 20 лет быть монополистом без модернизации, со старыми ржавыми баками и Камазами - это показатель... Наш дом, пытаясь навести порядок на своей территории столкнулся с упертым руководством Автоспецтранса - палки в колеса они вставлять умеют, но появился ОЗОН - мы перезаключили договор с ними и Спецтранс был отправлен далеко.
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3