• EUR: 61,2569
  • USD: 57,9371

Первый флаг Карелии: не пора ли его вернуть?

26 июня 2015 годаОбщество

В Иванов день 1918 года над севернокарельской деревней Ухта (ныне Калевала) был поднят очень необычный флаг.

Семь серебряных звезд на синем фоне были расположены в форме созвездия Большой Медведицы (Otava). Автором флага являлся финский художник Йонас Хейска, нарисовавший его по просьбе местных жителей. Он говорил, что на этот образ его навело изучение эпоса "Калевала". В некоторых рунах упоминается это созвездие, учившее Вяйнямёйнена мудрости.

Жители Беломорской Карелии тогда задумались о своих символах, поскольку надеялись обрести самоопределение, обещанное большевиками в октябре 1917 года всем народам бывшей империи. Однако большевики не спешили исполнять свою Декларацию прав народов России. Точнее, исполняли ее очень выборочно. В декабре 1917 года они признали независимость Финляндии, а вот северным карелам в праве на самоопределение уже отказали.

Если бы большевики строили реальную федерацию – граждане Ухтинской республики наверняка бы против этого ничуть не возражали. Во всяком случае, к Финляндии они вовсе не хотели присоединяться – но желали сохранить собственное самоуправление и культурную идентичность. С соседней страной они стремились лишь поддерживать дружественные отношения и открытые границы – чем, кстати, далеко опередили время. Как известно, в современном ЕС между странами нет никаких пограничных постов.

К сожалению, этот фрагмент карельской истории у нас до сих пор известен мало. В Национальном музее РК нет ни одного экспоната, посвященного Ухтинской республике. У нас теперь принято считать "днем рождения Карелии" дату 8 июня 1920 года, когда кремлевский ВЦИК распорядился о создании "Карельской трудовой коммуны". Хотя в действительности это было воссоздание империи – когда решения о своей республике принимают не местные жители, а "столичное начальство" за них.

Но, как бы то ни было – если рассматривать историю непредвзято, первым флагом Карелии действительно является Otava. Почему же сегодня есть смысл задуматься о его возрождении?

Дело в том, что нынешний официальный флаг Карелии, принятый в 1993 году, не несет никакого символического смысла. Это просто обрывок флага бывшей Карело-Финской ССР, от которого в постсоветское время отрезали серп и молот:



Принятие этого флага по сути было продолжением геральдической стандартизации, которая убийственна для всякой региональной специфики. Если в советские времена на флаге каждой республики должен был обязательно присутствовать серп и молот на красном фоне, то постсоветские республики РФ в своем большинстве взяли за основу российский триколор.

А у всякого триколора есть одно печальное свойство – мало знакомые с геральдикой люди часто путают, какая полоса на нем верхняя, а какая нижняя. Из этого иногда возникают невероятные казусы. Как на фото, сделанном еще несколько лет назад у мэрии Петрозаводска, где гордо реял флаг Сербии в окружении флагов Дагестана:



Другая иллюстрация уже давно разошлась по блогам. Оригинальные кондопожские дизайнеры замечательно продемонстрировали, что расположение полос на флаге Карелии им совершенно безразлично. Но, кроме прочего, это действительно означает, что нынешний флаг республики, несмотря на свою 22-летнюю историю, так и не прижился, не стал узнаваемым и безошибочным символом.



В начале 1990-х годов, когда обсуждались проекты республиканского флага, было также предложение возродить второй, более известный флаг Ухтинской республики, принятый в 1920 году. Его автором был известный финский художник Аксели Галлен-Каллела, нарисовавший для карелов крестовой флаг "скандинавского" типа:



Это предложение тогдашний Верховный совет Карелии отклонил – и в данном случае аргументы выглядят убедительно. С гипотетическим принятием этого флага республика вместо заявления собственной специфики вновь встраивалась бы в какой-то внешний стандарт. Только уже не "серп-молотовский" или "триколорный", а подражающий своим западным соседям.

С 1990-х годов крестовой флаг широко используется карельскими национально-культурными движениями, и по факту уже обрел статус карельского национального. В этом статусе он безусловно заслуживает уважения – но разумно ли делать его флагом всей многонациональной республики, где карелы, по данным последней переписи, не составляют и 10% населения? Кроме того, у другого коренного народа Карелии – вепсов – также есть собственный крестовой флаг:



Флаг Otava в этом отношении выглядит гораздо уместнее – он четко ассоциируется с Карелией, но при этом свободен от узких этнических коннотаций. А его семь звезд дают широкий простор для творческих толкований – это может быть и семь местных наречий, и семь исторических памятников, и семь современных брендов и т.д.

Критики флага с Большой Медведицей иногда указывают на его схожесть с флагами Аляски и Евросоюза. Но флаг Аляски появился только через 8 лет после Otava, в 1926 году. Не говоря уже о флаге ЕС, который был принят только в 1955-м.


 

Кроме того, как легко заметить, звезды на этих флагах желтые, а на Otava – белые. Так что если уж кому-то придет в голову бороться за копирайт, то Карелия, вернув свой исторический флаг, наверняка выиграет любой международный суд.

Но от этого геральдического возрождения республика выиграет в любом случае. Флаг Otava создаст новый, узнаваемый и привлекательный образ Карелии, что особенно важно в сегодняшнюю эпоху, когда каждый регион стремится показать миру свою оригинальную специфику. Размещение этого символа на карельской продукции и сувенирах для туристов, использование его в дизайне ярко и лаконично подчеркнет уникальность нашей северной республики. Наконец, этот флаг никто не перевернет вверх тормашками!  

Вадим Штепа,

писатель, публицист

 

Комментарии