• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

«Платон» мне друг?

18 мая 2016 годаОбщество

Результаты работы системы «Платон» водители смогут оценить через 3–4 года. В эти сроки  предполагается запуск движения на первых региональных мостах и дорогах, построенных благодаря софинансированию за счет платежей дальнобойщиков.

Наверное, как и мне, многим россиянам, далеким от тематики грузовых перевозок, непонятны страсти, развернувшиеся вокруг системы «Платон». С другой стороны, борьба с «Платоном» как-то незаметно стала одной из основных тем политической повестки дня.

Подстегнул мой интерес к этой теме недавний разговор с человеком, который позиционирует себя как «активист водителей-дальнобойщиков». При этом сам он на «дальнобое» не работает. Но, по его словам, представляет некое сообщество, вступившее в непримиримую борьбу с «Платоном». «Вам нужен миллион голосов на предстоящих выборах? – спросил он меня. – Мы дадим вам миллион голосов!». При этом все мои попытки выяснить, откуда же возьмется этот миллион голосов, окончились ничем. Вместо этого я услышал рассказ о том, как российские дальнобойщики настрадались от этого нововведения – до того настрадались, что готовы выступить за любую политическую силу, которая пообещает отменить «Платон» и вернуть прежний порядок.

Мне стало интересно. Я стал читать про «Платон» в интернете. Оказалось мало. Решил обратиться к первоисточнику. То есть к кому-то, кто владеет информацией по «Платону». И вот – мой собеседник: заместитель начальника Управления ФКУ Упрдор «Кола» Юрий Полосин. Признаться, из сообщений СМИ я впитал критическое отношение к «Платону», потому наш разговор начался с такого вопроса:

– Юрий Александрович, признано ли сегодня, что система «Платон» вводилась в действие недоработанной, с большими недочетами, из-за чего многие вполне добросовестные транспортные организации несли дополнительные расходы и неудобства? Какие именно недостатки в работе системы были выявлены? Исправляются ли они? Когда можно будет сказать, что система «Платон» заработала, наконец, в том виде, в каком была замыслена?

– В общем и целом, нет, я не могу этого признать.

О вводе и дате ввода Системы перевозчики были публично проинформированы заблаговременно. Условия были также представлены в публичном пространстве. Соответствующий Федеральный закон принят еще в 2011 году, с начала 2015 года представители оператора и Росавтодора обсуждали Систему на площадках СМИ, по всей стране проводились разъяснительные мероприятия. Мне кажется, никто не может сказать, что Система свалилась, как снег на голову. За полтора месяца до запуска в стране были открыты 138 центров обслуживания (ЦИПП), за два месяца – сайт Системы с возможностью прохождения онлайн регистрации. Оператор Системы открыл предварительную регистрацию крупных грузоперевозчиков с парком от 50 автомобилей и более еще с августа 2015 года.

Перед запуском Система взимания платы «Платон» прошла все комплексные тестирования, все объекты Системы были приняты у концессионера концедентом. Владельцы транспортных средств, которые прошли регистрацию заранее, не испытывали проблем после 15 ноября, заранее было зарегистрировано более 350 тысяч транспортных средств грузоподъемностью свыше 12 тонн.

- Кто-то говорит, что не успел подготовиться? Может, просто не хотели?

- Проблемы создали как раз те перевозчики, которые отложили обязательную регистрацию на последний момент и начали проходить эту процедуру в первые дни работы Системы. Они образовали очереди в центрах обслуживания «Платон». Только в первой половине ноября регистрация приобрела массовый характер. За две недели работы Системы владельцы зарегистрировали 250 тысяч транспортных средств грузоподъемностью свыше 12 тонн. Для удобства перевозчиков большая часть офисов была переведена в круглосуточный режим работы, были дополнительно открыты мобильные пункты вблизи пограничных переходов.

При этом поймите: запуск такой масштабной системы в масштабах огромной страны, да еще при созданном ажиотаже, не может пройти безошибочно. И если сбои в работе сайта наблюдались лишь в первые два дня – это скорее достижение, а не сбой в работе. Проблема была решена в кратчайшие сроки.

Всего за 5 месяцев работы в Системе взимания платы зарегистрировано более 700 тысяч транспортных средств – это 70 процентов общего числа «12-тонников», работающих на федеральных дорогах. Более 95 процентов крупных грузоперевозчиков страны прошли обязательную регистрацию. Эти пользователи работают, перевозят грузы, вносят плату. О каких-либо проблемах сегодня говорят только те, кто до сих пор не зарегистрировался и не соблюдает требования федерального закона. То есть, попросту говоря, нелегальные перевозчики, которые упорно не хотят выходить из «тени».

На сегодняшний день в штатном режиме работают все объекты и элементы Системы, что подтверждают показатели:
- прошли регистрацию более 240 тысяч перевозчиков с общим парком в 701 тыс. автомобилей; 
- более половины из них зарегистрировались через сайт Системы;
- в дорожный фонд собрано более 6,5 млрд руб.;
- пользователи оформили уже 7 млн маршрутных карт;
- перевозчикам выдано 360 тыс. бортовых устройств.

При этом надо сказать, что система «Платон» модернизируется на основе запросов пользователей. Были доработаны формы логистических и финансовых отчетов, которые пользователи могут выгружать через личный кабинет на сайте Системы.

Государство сделало ряд шагов навстречу бизнесу. Снижен размер платы на 59 процентов против установленного ранее тарифа: с 3,73 рубля до 1,53 руб. Это самый низкий тариф среди аналогичных систем в Европе. Снижены штрафы - 5000 рублей, а за повторное нарушение - 10000 рублей. Уже на рассмотрении Госдумы предложение Правительства РФ об уменьшении размера транспортного налога на сумму, уплаченную владельцами 12-тонников в систему «Платон». Зарегистрированные в Системе пользователи получили возможность отсрочки платежа на месяц, соответствующее постановление Правительства РФ вступило в силу 26 апреля.

Все это результаты работы Рабочей группы по мониторингу Системы «Платон» при Министерстве транспорта РФ, участниками которой являются представители грузоперевозчиков, логистических компаний, ассоциаций и профильных ведомств.

Все изменения, которые вводятся в работу системы, прорабатываются совместно с представителями перевозчиков в рамках работы этой Рабочей группы. В настоящий момент это действительно конструктивная структура для диалога с бизнесом о системе взимания платы. Если у пользователей есть конкретные предложения по улучшению сервисов, то они могут обращаться Рабочую группу.

– Много приходилось слышать, что от введения системы «Платон» пострадали муниципалитеты. Значительная часть большегрузов двинулась в объезд федеральных трасс по муниципальным дорогам. В результате местные дороги, и без того разбитые, страдают еще больше, а на местные бюджеты легла дополнительная нагрузка по их содержанию. Так ли это? Отслеживаете ли вы эту ситуацию?

– Объезд по региональным дорогам не везде возможен и практически нигде не выгоден, так как приводит к удорожанию перевозки по сравнению с использованием федеральной трассы и системы «Платон». Если удлинение пути большегруза по региональной или местной сети составит более 5–10 процентов, то теряется всякий экономический смысл этого объезда. При этом нужно учитывать, что этот объезд приводит и к увеличению сроков перевозки, а в итоге снижению ее эффективности.

Минтрансом России и Росавтодором не фиксируется значительного перераспределения грузопотоков с федеральной дорожной сети, которые несут за собой проблемы для муниципалитетов. Мы готовы рассмотреть все претензии.

– Сколько средств собрано системой «Платон» за время ее действия? На что конкретно направляются эти средства?

– В федеральный бюджет страны направлено уже более 6,5 мдрд руб. (по данным на 22 апреля). Все средства, поступившие от владельцев ТС свыше 12 тонн, оператор Системы ежедневно перечисляет в бюджет.

Средства, собранные системой «Платон», позволят претворить в жизнь инициативы регионов в дорожной сфере, у которых до этого не было таких финансовых возможностей. Эти средства будут направлены на софинансирование региональных дорожных проектов: строительство новых дорог и уникальных инженерных сооружений, например, мостов и тоннелей. Это даст большой мультипликативный эффект для развития регионов. Результат почувствуют и простые автомобилисты, и сами дальнобойщики, так как с развитием инфраструктуры предполагается увеличение объемов грузоперевозок.

Система «Платон» создана исключительно за счет средств частных инвесторов, государство не потратило ни рубля и получило новый источник финансирования дорожной отрасли, а также в собственность современные объекты Системы. Более того, Система «Платон» отвечает принципу справедливости, поскольку позволяет сбалансировать интересы всех пользователей автомобильных дорог: и тех, кто, используя дорогу, зарабатывает, и тех, кто нет.

– Предусмотрено ли системой, что средства, собранные за проезд по тому или иному региону, расходуются именно в этом регионе? Сколько средств от системы «Платон» расходуется или планируется расходовать на территории Республики Карелия?

– Региональные дороги финансируются субъектами федерации всего лишь на 15 процентов реальной потребности. Эти объемы не позволяют развивать и поддерживать существующую дорожную сеть. На федеральных дорогах ситуация более оптимистичная – в последние три года на ремонт и содержание главных дорог страны выделяется 100 процентов необходимых средств. В результате удалось довести протяженность федеральных трасс в нормативном состоянии уже до 63,3 процента. И мы слышим много благодарностей от водителей, которые сегодня путешествуют по трассе «Кола»: в последние годы дорога стала действительно лучше. А вот на региональных дорогах этот показатель не превышает и 38 процентов. Учитывая такой дисбаланс и обращения региональных властей, Президентом РФ и Правительством РФ были приняты соответствующие решения.

С этого года средства, собранные системой «Платон», будут направляться на софинансирование региональных проектов государственно-частного партнерства. Это делается для того, чтобы раскрутить механизм привлечения в отрасль и регионы частных инвестиций, что, по сути, позволит удвоить каждый вложенный государством рубль.

Решение о направлении средств, собранных системой «Платон», на те или иные дорожные объекты будет приниматься Правительственной комиссией по транспорту. В настоящее время уже не менее 7 регионов готовы подать документы на получение соответствующих межбюджетных трансфертов. Если правительство Республики Карелия проявит активность, то и на дороги республики будут выделяться средства. Однако под лежачий камень вода не течет. Никто не будет составлять и обосновывать заявки на ремонт региональных дорог, если этого не сделают власти Карелии.

Вообще, полноценно результаты работы системы «Платон» водители смогут оценить уже через 3–4 года. Согласно планам Росавтодора, за этот период предусмотрено путем выполнения дорожных работ по реконструкции, капремонту и ремонту привести 85 процентов всех федеральных трасс в нормативное состояние. Примерно в эти же сроки предполагается запуск движения на первых региональных мостах и дорогах, построенных благодаря софинансированию за счет средств от системы «Платон».

– Можно ли сказать, что введение системы «Платон» повлияло на розничные цены? Насколько возросла транспортная составляющая в ценах товаров? Можно ли рассчитать для примера рост стоимости одной перевозки? Например, я везу фуру яблок из Краснодара в Петрозаводск. Какую сумму к цене килограмма яблок добавил «Платон»?

– Система работает пять месяцев, и уже понятно, что ее действие существенно не сказалось на ценах перевозимых товаров. О росте цен говорят те, кто завышает тарифы, оправдываясь вводом Системы. Очень много спекуляций, которые не подтверждаются на практике и разбиваются простыми расчетами.

Давайте рассмотрим ваш пример. Перевозя груз из Краснодара в Петрозаводск, автомобиль проедет путь протяженностью 2400 километров, из них 1983 км по федеральным дорогам. При стоимости перевозки большегрузными автомобилями 30 рублей за 1 километр получается, что до введения системы «Платон» цена за доставку груза на такое расстояние составляла 72000 рублей. После запуска системы «Платон» – 75034 рубля (удорожание на 3034 руб.). Если предположить, что грузовик везет по данному маршруту 20 тонн яблок, то удорожание стоимости 1 килограмма яблок не превысит 0,15 рубля (или, говоря проще, 15 копеек). И то, если перевозчик решит включить тариф в стоимость грузоперевозок, так как рынок грузоперевозок – очень конкурентный. Эти данные подтверждают и расчеты НИИ Автомобильного транспорта. Эксперты отмечают, что если взять ценные грузы – электроника, запчасти, бытовая техника – стоимость килограмма которых 100–200 руб. и больше, разговор идет даже не о сотых, а о тысячных долях процента.

Когда мы говорим о влиянии на цены, нужно учитывать ряд важных моментов. Местные продукты в регионах не возят на машинах грузоподъемностью свыше 12 тонн. Федеральных дорог в стране – только 5 процентов. Доля продовольственных товаров в общем объеме крупнотоннажных перевозок – всего 8,5 процента. Транспортная составляющая в цене продуктов на полках магазинов – от 4 до 10 процентов. То есть подорожание за счет транспорта возможно не более чем на 0,1 процента. Рынок перевозок – конкурентный. Никто не будет искусственно завышать тариф, поскольку любой заказчик быстро найдет другого перевозчика с более низким тарифом. Но и давайте учтем, что действующий в России тариф 1,53 рубля – это самый низки тариф в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16.

– Если ли в системе льготы для перевозчиков, везущих социально значимые товары – продукты, детское питание, товары медицинского назначения и так далее? Какова процедура получения перевозчиком этих льгот?

– Плата за федеральные дороги не влияет на доставку и цены на социально значимые товары.

От платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются только: транспортные средства для перевозки людей (за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов); спецтранспорт пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции; спецтранспорт, осуществляющий перевозку вооружения и военной техники. Других льгот нет.

– В связи с введением системы «Платон», постоянным ростом акцизов на топливо, появлением все большего числа платных автодорог не считаете ли вы целесообразным, наконец, отменить транспортный налог? Давно об этом говорится, но ничего не делается. Почему?

– 22 апреля 2016 года Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о совершенствовании системы налогообложения владельцев 12-тонников.

Согласно документу, в частности, предусматривается, что сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда федеральным дорогам, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в этом налоговом периоде. Эта налоговая преференция будет применяться для организаций с 1 января 2016 года, для физических лиц – с 1 января 2015 года.

P.S.
Честно говоря, жизнь давно отучила меня безоговорочно верить обещаниям чиновников и очередным срокам наступления «светлого завтра».

Но я верю в другое: разум должен все-таки прийти в нашу многострадальную дорожную отрасль. Я много езжу за рулем, и не могу не оценить те перемены, которые произошли на федеральных дорогах Карелии. Очень хочется, чтобы местные дороги хотя бы начали подтягиваться к этому уровню.

Кто разбивает местные дороги? Спросите у любого в карельских поселках. Все скажут: лесовозы, рудо-, камне- и прочие «возы», да еще большегрузы с названиями торговых сетей на бортах. И если они используют наши общие дороги как ресурс своего частного бизнеса (весьма прибыльного, кстати!), то почему бы им не заплатить за восстановление дорог? Иначе так и будем всю жизнь бить свои машины в ямах и колеях да наклеивать на задние стекла дурацкие надписи: «Какая власть – такие и дороги»…

…Уже после этого интервью нашел-таки объяснение и «миллиону голосов». Прочитал официальное сообщение: в системе «Платон» прошли регистрацию 700 тысяч перевозчиков, что составляет примерно 70 процентов общего числа. Общее число, стало быть, и есть тот самый миллион. Но можно ли сегодня «продавать» этот миллион как электоральный ресурс? Скорее это – иллюзия оставшихся тридцати процентов, которые так не хотят выходить из «тени»…

Максим ТИХОНОВ

 

Комментарии

  • Катерина19.05.2016 | 00:45Ссылка
    Что за "активист водителей-дальнобойщиков, который сам на «дальнобоев» не работает"? Загадочная личность, которая в открытую предлагает миллион голосов на выборах? Они даже это не скрывают. Просто нашли причину "разогреть" тему и попиариться самим или опустить противников. Как-то обходят стороной то, что от новой системы уже есть польза в виде выделенных денег на ремонт, превышающих бюджетные отчисления и в виде реальной работы, в отличии от работы чиновников и ответственных лиц в предыдущие годы