• EUR: 67,7660
  • USD: 63,9242

Почему безработица в Карелии вдвое выше, чем по России

26 ноября 2015 годаОбщество

Безработица в Карелии почти в два раза превышает среднероссийские показатели и продолжает расти. По прогнозу министерства труда и занятости республики численность зарегистрированных безработных к концу года может достигнуть 7,4 тыс. чел., или 2,3% экономически активного населения.  Не допустить развития такого сценария должна была региональная программа поддержки занятости населения на 2015 года, однако, она так и осталась на бумаге. Анализу ситуации с безработицей в Карелии был посвящен доклад заместителя руководителя министерства Елены Фроловой и заместителя начальника отдела Татьяны Шумиловой, представленный на всероссийской конференции "Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг регионов России". Публикуем его с сокращениями.

Бизнес занял выжидательную позицию

Наиболее тяжелый период для участников рынка труда (работодателей и работающих граждан) пришелся на первые месяцы года. Работодатели замораживали прежние вакансии, отказывались от замещения должностей тех, кто уходил на пенсию или покидал организацию по собственному желанию. Удар по рынку труда нанесла оптимизация деятельности компаний и их производственных издержек за счет сокращения расходов на персонал с увольнением неэффективных сотрудников.

Снижение спроса на рабочую силу было связано со стагнационными процессами в экономике, вызванными слабой динамикой производства, в т. ч. из-за введенных экономических санкций.

В условиях нарушенных сырьевых и сбытовых схем, и, как следствие, снижения объемов производства, предприятия реального сектора в целях минимизации убытков вынуждены в действительности были идти на сокращение численности работающих. Некоторые стабильно работающие предприятия, планировавшие привлечение рабочей силы под новые проекты, на время заморозили свои планы. Наконец, ряд предприятий занял выжидательную позицию, опасаясь набирать новую рабочую силу в условиях экономической неопределенности. Наряду с коммерческим сектором процедуре оптимизации численности и качественного состава работников подверглись федеральные структуры и учреждения бюджетной сферы. И хотя сокращения работников не носили массовый характер, они оказали отрицательное влияние на динамику показателей регионального рынка труда. Риск негативного сценария в отношении динамики роста безработицы и сокращения рабочих мест сохранялся.

Сокращение числа вакансий

В первом квартале 2015 года 29,5 тыс. чел., или 9,2% экономически активного населения (ЭАН) Республики Карелия, классифицировались как безработные по методологии Международной организации труда (МОТ). Показатели общей безработицы в республике учитывались как одни из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе. Это во многом объяснялось ухудшением показателей экономического и социального развития, замедлением реальных инвестиционных процессов и снижением деловой и потребительской активности населения.

Согласно статистическим данным, прирост регистрируемой безработицы составил 1375 человек. Уровень безработицы поднялся на 0,4 п. п. с 2,0 до 2,4%. Официальный уровень безработицы в монопрофильных муниципальных образованиях (моногородах) на 1 апреля 2015 года составил 3,0% от ЭАН, уровень вырос на 0,5 п. п.

В первом  квартале 2015 г. в службу занятости было заявлено работодателями на 1150 вакантных рабочих мест меньше, чем за первый квартал 2014 года. Снижалась потребность в банковских, финансовых, административных сотрудниках, а также офисном персонале. В результате роста безработицы и снижения размещаемых вакансий в службе занятости к концу первого квартала 2015 года коэффициент напряженности на рынке труда вырос по сравнению с началом года в 1,4 раза. В сложившихся условиях необходимость принятия неотложных мер по снижению напряженности на рынке труда стояла остро.

Каких результатов ждут от программы занятости

12 февраля 2015 года на заседании Правительства Республики Карелия был рассмотрен «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. и на 2016–2017 гг.». В рамках реализации Плана была разработана Региональная программа поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2015 год, предусматривающая дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

В рамках региональной программы предусмотрена реализация следующих дополнительных мероприятий:

– временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

– опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу;

– стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов;

– социальная занятость инвалидов.

В реализации мероприятий планировалось участие 41 организации республики, в т. ч. 24 организации, включенные в перечень системообразующих организаций федерального и регионального значения, а также организации, ориентированные на импортозамещение и (или) реализующие инвестиционные проекты.

Предполагалось, что не менее 70% работников, находящихся под риском увольнения, сохранят занятость или будут трудоустроены на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки.

Временные работы планировалось организовать в 34 организациях, среди которых системообразующие организации регионального значения.

По видам экономической деятельности мероприятия предусматривалось организовать в  обрабатывающих производствах (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, металлургия, машиностроение, производство пищевых продуктов), сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Планировалось, что не менее 75% работников, находящихся под риском увольнения, сохранят занятость или будут трудоустроены на новые рабочие места после завершения участия во временных работах.

В региональную программу были включены также мероприятия по поддержке занятости граждан, наиболее уязвимых на рынке труда. Это молодежь и лица с ограниченными возможностями здоровья – инвалиды.

Согласно расчетам, мероприятие по стимулированию занятости молодежи при реализации социальных проектов в первоначальной редакции предусматривало предоставление пяти грантов в размере 300 тыс. руб. на реализацию социальных проектов молодым людям в возрасте от 22 до 30 лет, являющимся действующими предпринимателями, которые в рамках своей деятельности реализуют социальные проекты.

Еще одно мероприятие региональной программы – социальная занятость инвалидов, которое подразумевало поддержание занятости инвалидов путем предоставления мер экономического стимулирования работодателям, трудоустраивающим инвалидов.

Планировалось, что реализация мероприятий региональной программы позволит достичь следующих результатов:

– обеспечить временное трудоустройство 1021 работника организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, в т. ч. трех человек из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящихся к категории инвалидов;

– обеспечить занятость 303 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, за счет прохождения ими опережающего профессионального обучения и стажировки;

– поддержать занятость молодежи в условиях повышения напряженности на рынке труда, а также расширить спектр социальных услуг для граждан за счет предоставления грантов пяти молодым предпринимателям на реализацию социальных проектов;

– поддержать социальную занятость 49 инвалидов, которые в условиях кризиса в первую очередь подвержены угрозе увольнения.

Приоритетное право на привлечение к участию в мероприятиях предоставлялось родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, доля которых составит не менее 35% в общем числе участников мероприятий.

Оценочные расчеты в случае утверждения региональной программы показывали, что в результате реализации принятых мер в 2015 года уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) не превысит 2,2% к ЭАН,  уровень занятости достигнет 61,9%.

Общий объем финансирования региональной программы в 2015 года прогнозировался в сумме 106, 7 млн. рублей в т. ч. субсидия федерального бюджета – 101,4 млн., средства бюджета Республики Карелия – 5,3 млн.

"Находится на согласовании"

В апреле региональная программа прошла процедуру согласования в органах исполнительной власти Республики Карелия. 15 и 29 апреля 2015 года проект региональной программы заслушивался на заседаниях межведомственной рабочей группы по отбору региональных программ при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и в целом одобрен. В рамках обсуждения Республике Карелия было предложено доработать разделы региональной программы и внести корректировки в ее содержательную часть и таблицы, в связи с чем реализация региональной программы оказалась отложенной.

В мае – июне проект новой редакции региональной программы доработан с учетом высказанных членами межведомственной рабочей группы замечаний. В доработанном варианте объемы финансирования региональной программы уменьшены до 59,4 млн. рублей.

Региональная программа утверждена постановлением Правительства Республики Карелия 8 мая 2015 года. В июне проект новой редакции региональной программы направлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Планировалось, что  вопрос о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на реализацию региональной программы будет решаться после получения положительного заключения межведомственной рабочей группы по отбору региональных программ при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

На сегодняшний день региональная программа находится на согласовании в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Поручений Минтруда России о предоставлении доработанной новой редакции региональной программы Республике Карелия не поступало. Сроки проведения заседания межведомственной рабочей группы не определены.

"Стабилизация маловероятна"

Подводя итоги проделанной работы, приходится констатировать, что в 2015 году в республике не получилось запустить региональную программу. Из-за того, что вопрос о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия не решен и реализация региональной программы отложена в связи с решением межведомственной рабочей группы о доработке региональной программы в текущем году, не были созданы дополнительные возможности для трудоустройства граждан и их адаптации к меняющимся условиям рынка. Это во многом не позволило сдержать рост общей безработицы и снять остроту напряженности на рынке труда. В июле и августе 2015 года значения показателей численности и уровня безработицы в соответствии с методологией МОТ (после нескольких месяцев спада) вновь начали расти.

Однако на регистрируемой части открытого рынка труда ситуация со второго квартала начала выправляться. С мая фиксировалось снижение показателей численности и уровня регистрируемой безработицы. Эта положительная динамика во многом связана с реализацией мероприятий, предусмотренных Государственной программой «Содействие занятости населения в Республике Карелия», в рамках которой к участию в мероприятиях планируется привлечь не менее 25 тыс. граждан.

Сегодня с учетом данных статистики по показателям «Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда)» и «Уровень регистрируемой безработицы» Республика Карелия занимает неудовлетворительные позиции в рейтинге регионов страны. На 1 сентября 2015 года значения уровня общей и регистрируемой безработицы по Республике Карелия (8,9% и 2,2%) превышают аналогичные показатели по Российской Федерации (5,3% и 1,3%) и Северо-Западному федеральному округу (4,6% и 1,0%) более чем в 1,9 и 2,2 раза соответственно. Разрыв в показателях общей и регистрируемой безработицы по республике увеличивается.

До конца года стабилизация макроэкономической ситуации в республике маловероятна, в связи с чем повышается неопределенность развития процессов занятости и безработицы. Нарастание напряжения и усиление влияния действующих санкций, скорее всего, приведут к дальнейшему сокращению издержек на рабочую силу, что скажется на оттоке рабочей силы из сферы экономики. В результате общая численность безработных, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, составит в среднем за 2015 год не менее 27,6 тыс. чел., или 8,5% к ЭАН. Численность и уровень регистрируемой безработицы может достигнуть 7,4 тыс. чел., или 2,3% экономически активного населения.

В заключение следует отметить, что полученный опыт в ходе разработки и прохождения процедуры согласования региональной программы, ее обсуждения и защиты на межведомственной рабочей группе является ценным материалом для субъектов Российской Федерации. Можно надеется, что этот наработанный инструментарий и опыт организационно-практической работы будут востребованы в решении сложных антикризисных проблем рынка труда в будущих непростых ситуациях.

 

Комментарии

  • lukinaleksa  (Лукин Александр)28.11.2015 | 13:29Ссылка
    Региональная программа, субсидия федерального бюджета, средства бюджета РК все вместе это 214 млн. рублей, но это ничтожно мало для роста экономики, этого явно недостаточно даже для того, чтобы затормозить падение, денег на инвестиции нужно в тридцать раз больше и они должны быть доступны, и в первую очередь, как кредиты банков под 2-3% для тех, кто готов, хочет и может заниматься бизнесом и создавать рабочие места. Автор пишет «в условиях экономической неопределенности», и это ключевые слова, отвечающие на вопрос, почему экономика России не растет. По моему мнению, к сожалению, некоторая определённость в Правительстве РФ есть – оно сидит на нефтегазовой трубе, занимается банковско-финансовыми манипуляциями и ждет отмены санкций ЕС, чтобы всё возвратилось, как было. Озвученная Правительством беззубая программа импортозамещения – это полумера. Где конкретные жесткие и наступательные действия, способные превратить санкции ЕС, во благо для Росси, где экономический прорыв: эмиссия рубля для целей развития бизнеса, долгосрочные субсидии в С/Х производство, демонополизация нефтегазовых, иных ресурсных компаний, торговых сетей, принятие закона о государственной монополии на производство и реализацию алкоголя, где резкое изменения законодательства по отношению к коррупционерам: антиофшорные Законы, ратификация ст.20 Международной конвенции «О коррупции», более того для Росси нужно принять законодательство определяющего презумпцию виновности для чиновника, то есть поступил на гос. службу знай - не докажешь откуда большие деньги государство всё конфискует и в тюрьму.
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3