• EUR: 67,2086
  • USD: 63,3028

«Потребительским патриотизмом» сыт не будешь

01 апреля 2016 годаОбщество

Почему карельским товарам не находится места на полках магазинов?

 

 

 

 

Хорошо, но мало

Разговоры о неприступности торговых сетей, которые выстраивают «бастионы» на пути карельских товаров, ведутся на протяжении многих лет. Основной лейтомотив всех дискуссий: карельские предприниматели производят много продукции – хорошей и разной, а торговые сети ее не берут.  В действительности, все не так однозначно. Об этом представители карельских малых предприятий и крупных торговых сетей говорили на «круглом столе» в министерстве экономического развития Карелии.

По словам заместителя директора Северо-Западного филиала X5 Retail Group (владелец торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка») Ольги Волковой, эта компания заинтересована в сотрудничестве с местными товаропроизводителями.  Она не согласна с тезисом о том, что «торговые сети выдавливают местных товаропроизводителей».

Их производства расположены ближе к торговым точкам, что позволяет снизить транспортные расходы, а продукция пользуется спросом у населения.

«Мы знаем о потребительском патриотизме. Люди предпочтут купить продукты у местных, тех кого они знают, с кем живут в одном городе. Мы работаем в этом направлении», - сказала Волкова.

По ее мнению, одна из главных проблем заключается в том, что небольшие товаропроизводители не могут обеспечить поставки крупных партий продукции.  Поэтому компания решили пойти другим путем – закупать продукцию у нескольких фермеров, но при условии, что это будут товары одного вида или сорта. Например, речь идет о поставках картофеля определенного сорта.

Другая проблема – качество местной продукции. По словам генерального директора ООО «Семейный капитал» (владелец сети кооперативных магазинов «Сегодня») Алексея Кичагина, фермеры могут обеспечить высокое качество лишь при небольших объемах производства. Как только они пытаются увеличить объемы – качество падает. Поэтому торговым сетям приходится отказываться от сотрудничества.

 

Какую музыку слушала коровка?

Есть проблемы и с маркетингом. Например, в магазинах «Перекресток» в Санкт-Петербурге создаются особые «уголки фермера», где продается натуральная продукция – молоко «из-под коровки», хлеб – «прямо из печки».  По словам Волковой, у петербуржцев такая продукция пользуется хорошим спросом. Но - при условии, что она имеет особую упаковку.

«Нравится петербуржцам фермерская сметанка, где на упаковке рассказывается, что коровка кушала на завтрак, какую музыку слушала и во сколько взошло солнце. Ну, вот, городские как-то к этому чувствительны», - пояснила представитель X5 Retail Group.

 

Торговая наценка – средство выживания или наживы?

Карельские товаропроизводители упрекают сети в том, что они устанавливают высокие торговые наценки в рознице. В результате, чтобы местная продукция была конкурентоспособной, производителям приходится снижать оптовые цены.

Но им это не выгодно. «Продавать ниже себестоимости мы не можем», - жаловались участники «круглого стола». 

Алексей Кичагин объяснил высокие торговые наценки особенностями системы налогообложения фермеров и торговых компаний. Фермеры работают по упрощенной системе без НДС, а компании этот налог платят. В результате, если торговая наценка составляет 30%, то после уплаты НДС реальная маржа торговых сетей составляет всего 15%, пояснил Кичагин.

Опрос руководителей торговых организаций Карелии, проводившийся сотрудниками Карелиятстата, показала, что в первом квартале 2016 года средний уровень торговой наценки составил 23,2%.  При этом, по мнению большинства опрошенных, желаемый уровень торговой наценки, который мог бы обеспечить возмещение издержек и получение прибыли в необходимом объеме, должен быть равен 31,6%. Тем не менее, увеличивать торговую наценку торговые компании не торопятся. В 2016 году ее собираются  повысить лишь 10% предпринимателей. А более 12% сообщили, что собираются уменьшить торговую наценку.

По мнению карельских фермеров, для снижения себестоимости нужны государственные субсидии. Их дают сельхозпредприятиям, но число таких «счастливчиков» невелико.

Именно из-за высоких торговых наценок на прилавках карельских магазинов почти не видно продукции малого предприятия, работающего под брендом «Сямозерская сыроварня».  Об этом рассказала одна из основателей хозяйства Надежда Кялина. По словам фермера, продукция «Сямозерской сыроварни» поставляется, в основном, в Санкт-Петербург. Цех предприятия загружен на 100%, продукция пользуется высоким спросом.

«Планируем увеличение объема», - сказала Кялина.

 

«Мы догнали Финляндию»

Есть и другие примеры, когда у карельских товаропроизводителей нет проблем с реализацией продукции. Картофель и клубнику фермерского хозяйства «Бесовецкое» раскупают еще до того, как она попадет на прилавки. Покупатели сами приезжают к фермерам и раскупают все подчистую.

По словам хозяина предприятия Андрея Сосункевича, чтобы добиться такого результата, пришлось трудиться от зари до зари на протяжении 15 лет.

Кроме клубники и товарного картофеля, хозяйство «Бесовецкое»  выращивает семенной картофель для других регионов России. В 2017 году хозяйство планирует произвести 250 тонн семенного картофеля. По словам Сосункевича, семенной материал пользуется огромным спросом, так как его завозят, в основном, из-за рубежа по ценам вдвое выше карельских.

По словам фермера, в 90-х годах, когда его хозяйство начинало выращивать картофель и клубнику,  он осваивал опыт Финляндии.  Эта практика оказалась успешной и сейчас хозяйство «Бесовецкое» - одно из ведущих в Карелии. Однако, по мнению предпринимателя, сейчас финский опыт уже устарел.

«Мы их догнали, но сейчас финны остановились в развитии. У них молодежь не хочет заниматься сельским хозяйством, фермеры, в основном, пожилого возраста, и они консервативны, не хотят осваивать новые технологии», - считает Сосункевич.

По его словам, теперь он ездит перенимать опыт в Голландию.

«В Голландии более передовые технологии. Даже если посмотреть по вложениям, они вкладывают в технологии вдвое больше средств», - пояснил фермер.

Но пока такими успехами могут похвастаться немногие карельские фермеры и малые предприятия. Современные технологии для них – больная тема. Чтобы прорваться в крупные торговые сети надо, чтобы продукция соответствовала строгим техническим регламентам, а для этого требуются немалые капиталовложения. Мешает и консерватизм самих фермеров. Например, чтобы сотрудничать с той же «Пятерочкой» надо заполнить специальную форму заявки на сайте компании. А осваивать компьютерную грамотность даже на элементарном уровне у фермеров нет ни времени ни сил.

Много разговоров ведется вокруг темы государственных преференций местным товаропроизводителям. Не будут ли такие «особые условия» противоречить закону о конкуренции? Этот вопрос на «круглом столе» задали представителю УФАС. Но однозначного ответа получить не удалось: все зависит от того, какие именно преференции органы власти решат предоставить предпринимателям.

Бренд «Сделано в Карелии» не работает

Впрочем, у карельских товаропроизводителей уже есть одна «преференция», за которую не сможет наказать ни УФАС ни прокуратура – тот самый «потребительский патриотизм», который проявляют покупатели.

Но и он нуждается в поддержке. По словам представителя Retail Group, ее магазины могли бы продавать продукцию местных товаропроизводителей под слоганом «Покупай карельское», как это делается в некоторых других городах России. Для этого можно использовать официальный логотоп «Карелия», утвержденный в начале года министерством сельского хозяйства республики.  Но как он будет воспринят покупателями – большой вопрос.

По мнению известного в Карелии предпринимателя Валентина Сватового, этот логотип ничего не говорит потребителю об особенностях республики.

«Если для всей России будет написано тонким красным шрифтом русскими буквами слово «Карелия», никто не поймет, что мы особые. Мы симбиоз карельской, финской, вепсской, русской, поморской культуры», - сказал Сватовой.

По его мнению, из всех вариантов, предложенных на конкурс логотипов, для «воспитания потребительского патриотизма» больше всего подходит изображение буквы «ä» из карельского алфавита.

Предложения, высказанные на «круглом столе», лягут в основу проекта по обеспечению доступа местных производителей на рынки, который разрабатывается под эгидой федерального Агентства стратегических инициатив. Эта организация, созданная по указу президента РФ, предложила властям Карелии свои услуги по внедрению новаторской модели «проектного управления», призванной повысить эффективность региональных органов власти. Поддержка карельских товаропроизводителей позиционируется как одно из приоритетных направлений этой работы.

Алексей Укконе.

 

Комментарии

  • Кубинское счастье01.04.2016 | 18:37Ссылка
    По промышленному производству на душу населения Poccийская империя в среднем уступала своим западным национальным окраинам — Финляндии (Великое княжество Финляндское) и Польше (Привислинский край). На 1912 год национальный доход на душу населения в России составлял 110 руб золотом, в Германии — 300 руб, в Англии — 500, США — 720.
Блоги
  • Николай Габалов, журналист, блогер

    В нашем прекрасном городе П., в котором центр - сплошной заповедник лениных-свердловых-марксов, и вдруг – такое неожиданное название!

  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • 1
  • 2
  • 3