12:00, 27 Мая 2017
Ремонт вместо денег. Нацбанк Карелии о новом законе об ОСАГО

Что такое «приоритет натурального возмещения над денежными выплатами»? 

С момента вступления в силу поправок в федеральный закон об ОСАГО прошел почти месяц, а вопросов о так называемом «приоритете натурального возмещения над денежными выплатами» меньше не становится. 

 

 

Напомним, отныне попавший в ДТП автомобиль в большинстве случаев будет отправлен на восстановительный ремонт, рассчитывать же на компенсацию рублями автовладельцы могут лишь в исключительных случаях.

Коренные изменения в системе «автогражданки» должны значительно облегчить жизнь страхователям, поскольку у тех исчезают заботы о поиске нужной станции качественного техобслуживания, дополнительных расходах и пр. В этом уверен главный экономист сводно-экономического отдела Национального банка Карелии Денис Фомин. О том, кто и как может получить деньги вместо ремонта и его условиях, гарантийных сроках и прочих требованиях к страховым компаниям специалист Нацбанка рассказал в интервью «Радио России-Карелия».

- Прежде всего, хотелось бы узнать историю вопроса. Чем были вызваны изменения в законе об ОСАГО?

- Основная цель закона – это улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков ОСАГО. Кроме того, Банк России рассчитывает, что введение приоритета ремонта будет способствовать повышению доступности этого вида страхований в проблемных регионах.

- Много регионов испытывали с этим проблемы?

- Наш регион – нет.

- С чем в целом проблемы были связаны?

- Различные аспекты, в том числе, «растяженность» региона – отсутствие инфраструктуры у станций техобслуживания в населенных пунктах…

- Тогда в чем же заключаются основные новации, которые вступили в силу чуть более месяца назад?

- Да, эти новации вступили в силу с 28 апреля 2017 года. Они касаются восстановления приоритета натурального возмещения над денежной выплатой. В случае ДТП после осмотра поврежденного транспортного средства и проведения независимой технической экспертизы страховая организация выдает потерпевшему направление на ремонт на выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта. Таким образом, «натуральное возмещение» - это организация путем направления и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

- Будут ли распространяться поправки в закон на тех, кто заключил договор до 28 апреля?

- Нет, не будут. Изменения законодательства касаются новых договоров, которые заключаются после 28 апреля 2017 года.

- Кто выбирает станцию техобслуживания?

- Выбирает, конечно же, клиент. На стадии заключения договора ОСАГО страхователь может ознакомиться с перечнем станций технического обслуживания, который ему предлагает страховая организация. Этот перечень должен быть размещен на сайте страховой организации и, конечно же, находиться в офисе. Тем самым, страхователь как бы «мониторит», какая станция технического обслуживания его устраивает, и, выбрав из этого перечня, соглашается с предложенным ему вариантом.

 - А после заключения договора ОСАГО он имеет право изменить свое решение?

- Только по письменному согласию со страховой организацией. Если страховая организация в момент ДТП не сможет организовать ремонт на той станции, которую выбрал клиент, а, соответственно, клиент предложит свой вариант, тогда по письменному согласию между ними этот вопрос будет урегулирован.

- То есть, если я правильно понимаю, можно изменить решение только, если выбранная станция техобслуживания физически не сможет выполнить ремонт?

 - Или не будет удовлетворять требованиям законодательства к станции техобслуживания.

 - Какое-нибудь ООО «Рога и копыта» не сможет получить соответствующий сертификат и появиться в списке тех компаний, которые имеют право такой ремонт производить?

 - Назову основные требования. Станция технического обслуживания должна соответствовать законодательно установленным требованиям к организации ремонта, среди которых выделяются сроки проведения ремонта, доступность для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта, обязательное сохранение гарантийных обязательств для автомобилей не старше 2 лет (то есть, если ваш автомобиль новый, вы должны ремонтироваться только у дилера). Озвучу срок восстановительного ремонта – не более 30 рабочих дней.

- Что тогда понимается под географической доступностью станции техобслуживания? Где-нибудь в лесных дебрях она находиться не может?

- Здесь можно говорить о 50 километрах доступности - либо от места жительства страхователя, либо от места ДТП. Но, предположим, ДТП произошло в 150 километрах от какого-то населенного пункта: в этом случае если страховая организация организовывает транспортировку транспортного средства от места ДТП до места восстановительного ремонта и оплачивает эту транспортировку, то считается ,что она все делает в рамках закона.

- То есть, ДТП в глуши для страховой компании невыгодно…

- Не скажу про страховую компанию. Изменения в законодательстве нацелены все-таки на улучшение качества клиентского сервиса. Соответственно, у страхователя в случае ДТП нет головной боли.

- Как бы то ни было, остается ли возможность выбрать станцию техобслуживанию у самого страхователя?

 - Да, конечно. Как я уже говорил, изменениями в законе предусмотрено, что на стадии заключения договора страхователь, придя в страховую организацию, знакомится с перечнем

станций техобслуживания, с которыми страховая организация заключила договор. Если это его не устраивает, он может предложить свою станцию техобслуживания.

 - Из списка?

 - Нет. Есть список станций техобслуживания, с которыми у страховой организации заключен договор. Предположим, их 10. Вас не устраивают эти 10 компании. Вы обслуживаетесь на совершенно другой, 11-й, станции и, соответственно, предлагаете страховой организации использовать в случае ДТП вашу СТО, и страховщик проверяет ее на соответствие нормам закона. Получив письменное согласие от страховой организации, вы подтверждаете, что в случае ДТП будете использовать 11-ю станцию, которая не входит в список страховой компании.

 - Кстати, если страхователь не найдет списка станций на сайтах страховщиков. Каким образом ему тогда поступать, и грозит ли нарушителю какая-либо ответственность?

 - Если страхователь не найдет списков на сайте страховой организации, у него есть полное право обратиться с заявлением или жалобой в Банк России, дабы проконтролировать соблюдение страхового законодательства страховщиком. По итогам разбирательства будет либо применены, либо нет соответствующие меры воздействия.

- Скажем, список есть, опубликован на сайте. Что должно в нем быть?

- Перечни должны содержать указание адреса места нахождения, марок и года выпуска транспортных средств, обслуживаемых станцией, примерных сроков проведения ремонта.

 - Как и в какие сроки страховщиком производится оплата выполненных работ?

 - Здесь могу предположить, что оплата работ будет производиться страховой организацией станции техобслуживания. Наверное, это будет происходить только в рамках заключенного между ними договора. Повторюсь: у страхователя в настоящее время нет никакой головной боли в настоящее время. Ему выдали направление на восстановительный ремонт, сделали ремонт, и он оценивает только качество ремонта. О стоимости оплаты он заботиться не должен: это вопросы взаимодействия страховой организации и станции техобслуживания.

При этом следует отметить, что за качество ремонта несет ответственность страховщик.

- Что делать пострадавшему, который недоволен ремонтом?

 - На стадии окончания ремонта страхователь, принимая восстановленную после ДТП машину, смотрит, устранены ли все недостатки. Если его что-то не устраивает, то он должен отразить это в акте приема-передачи. Соответствующее заявление об устранении недостатков он подает в страховую организацию. Как я уже говорил, восстановительный ремонт должен быть завершен в течение 30 рабочих дней. Есть прямая заинтересованность – у станции техобслуживания в проведении качественного ремонта, у страховых организаций в контроле качественного ремонта и, конечно же, в получении клиентом надлежащей услуги.

 - Страховая компания ищет своего эксперта, который будет проверять качество ремонта?

- Тут вступают договорные отношения между страховой организацией и станцией техобслуживания, где должны быть прописаны все нюансы взаимодействия. Они могут между собой экспертизы проводить, но, в любом случае, клиент всегда прав.

 - Каким еще условиям, кроме временных рамок, должен по закону отвечать восстановительный ремонт?

- Ремонт должен соответствовать таким требования, как минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства (он составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, - 12 месяцев).

 - Будет ли при восстановлении учитываться износ деталей поврежденного авто?

 - В отличие от денежной выплаты, при осуществлении восстановительного ремонта износ деталей и агрегатов не учитывается, то есть владельцу не придется ничего доплачивать.

 - Может ли станция техобслуживания использовать при ремонте бывшие в употреблении детали?

 - Нет, не может. Важное изменение в законодательстве – это запрет на замену деталей с использованием запасными частями, бывшими в употреблении, но если иное не определено соглашением страховщика и автовладельца, например, когда речь идет об автомобиле, на который уже не выпускаются запасные части.

 - Все-таки может страховая компания потребовать дополнительные деньги, мол, тут детальки не хватает?

 - Нет, это исключено. Изменения в законодательство как раз направлены на то, чтобы улучшить качество клиентского сервиса.

 - Кто считает размер ущерба?

 - Независимая техническая экспертиза.

 - Ее организовывает страховщик?

 - Нет, страховая компания. Опять же, мы говорим о качестве клиентского сервиса: пострадавшего должно мало что беспокоить в этой ситуации.

 - Предусмотрена ли какая-либо ответственность за некачественно выполненный ремонт?

 - Да, меры ответственности для страховой организации прописаны в виде неустоек, в том числе, за нарушение сроков направления на ремонт, которые определены правилами ОСАГО (с момента организации ремонта поврежденного транспортного средства - не более 5 рабочих дней с момента поступления заявления о страховой выплате или о прямом возмещении убытков). Добавлю: после осмотра поврежденного транспортного средства и проведения независимой экспертизы, будет выдано направление на ремонт, и с этого момента пойдет упомянутый срок в 30 дней.

 - Кстати, внесенные поправки количество документов, которые нужно собрать страхователю, не увеличили?

 - Нет. Тут речь идет только о замене денежной выплаты натуральным возмещением, то есть организацией восстановительного ремонта.

 - В каких случаях все-таки можно получить деньги, а не ремонт? В существующем законодательстве «лазейки» оставлены?

 - Да, установлены случаи, когда после аварии можно получить возмещение деньгами. Среди таких исключений – полная гибель транспортного средства, превышение размера ущерба и установленного законом лимита страховой суммы в 400 тысяч рублей, наличие у потерпевшего тяжких жизненных обстоятельств, выражающихся в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП. Кроме того – наличие инвалидности или смерть потерпевшего.

 - Под тяжкими обстоятельствами имеется в виду только вред здоровью?

 - Да, это напрямую прописано в законе.

 - А могут автовладельцы, имеющие инвалидность, рассчитывать на деньги?

 - Предложу смотреть ответ на предыдущий вопрос.

 - В качестве резюме: какова пошаговая процедура? С чего начинать автовладельцу, если он попал в ДТП?

 - Давайте восстановим хронологию нашей беседы и коснемся основных моментов. Натуральное возмещение коснется тех договоров, которые заключены после 28 апреля 2017 года. В исключительных случаях вместо натурального возмещения останется денежная выплата. Требования к восстановительному ремонту, к станциям технического обслуживания закреплены законодательно. Советую обратиться к сайту Банка России, в раздел «Информация об ОСАГО», где есть пошаговая инструкция.

 - Но ведь не у всех есть Интернет…

 - Если вы попали в ДТП, связывайтесь со своей страховой компанией, которая вам организует восстановительный ремонт. У вас исчезла головная боль – поиск станции техобслуживания, оплаты дополнительных запасных частей, не вошедших в соглашение со страховой компанией и станцией техобслуживания.

 - Кому можно пожаловаться на нарушения при натуральном возмещении ОСАГО?

 - Если речь идет о восстановительном ремонте, то, отразив недостатки в акте приема-передачи, нужно написать заявление в страховую компанию. Если же недостатки касаются не ремонта, а в целом действий страховой компании, то я рекомендую в случае возникновения вопросов подать письменное обращение в Центральный банк РФ. Сделать это можно либо на официальном интернет-сайте через «Электронную приемную», либо по электронной почте.

 

Комментарии

Гость
Сегодня, 23 ноября 2017
1 раз в сутки вечерний обзор Подписаться

Актуальные темы

23.11.2017, 12:51
Глава карельской столицы Ирина Мирошник и ее заместитель Елена Логинова рассказали о том, как распределены деньги в новом бюджете Петрозаводска на 2018 год.
22.11.2017, 10:17
Действия чиновников по программе расселения аварийного жилья в глубинке Карелии попали под пристальное внимание следственных органов.
22.11.2017, 09:03
Инженеры предлагают передовые решения для качества, комфорта и здоровья.