• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

«Белый шум» над Белым морем

11 июля 2013 годаОбщество

Фестиваль в Чупе объединил поклонников альтернативного искусства в четвертый раз

Карелия набирает среди любителей фестивалей под открытым небом всю большую популярность. Неукрощенная природа, густые леса, изрезанные скалами побережья манят йогов, шаманов, любителей колдовства и тех, кому хочется дать отдыха измученным попсой и звуками города ушам и душам.  В мае начинается настоящее паломничество в Карелию. Одним из знаковых событий северного фестивального лета, очевидно, становится «Белый шум», который в этом году прошел на берегу Белого моря уже в четвертый раз.

Что ночь, что день…

«Белый шум» – фестиваль под открытым небом. Но не стандартный. Не «Нашествие» с дикими скачками у сцены. Не приснопамятный «Воздух» с птеродактилями рок-движения в роли хэд-лайнеров. Рядом с  забытым богом и властями поселком Чупа Лоухского района на три дня разворачивается колоссальных размеров палаточный лагерь.

24 часа в сутки над Белым морем звучит  музыка. Живая и электронная, транс и этника, мантры и русские народные напевы. Вместо «Алисы», «ДДТ» и «КиШ» – «Добраночь» и «ТакиДа». Вместо металла и ска –  транс, эмбиент, даб-степ, рэггей и прочие альтернативные музыкальные направления, отлично звучащие в лесу или на берегу моря.
Публика, собирающаяся на альтернативные фестивали, или опен-эйры, также разительно отличается от традиционных беснующихся металлистов, хронически нетрезвых панков и угрюмых рэпперов. По большей части гости таких мероприятий ориентируются в йогических учениях, играют на массе музыкальных инструментов с непривычными названиями вроде «ханг драм» и «дарбука», а привычным молодежным «шашлычку под коньячок» предпочитают молоко с анисом и бананы.

Белая карельская ночь подходит для подобных  музыкальных фестивалей идеально – слушатели не спешат разбегаться по палаткам, диджейские сеты чередуются с  «живыми» выступлениями. Ощущение бесконечного дня, привычное только для северян, кружит голову, запах моря и барабанные ритмы, фонарики и картины  на ткани, которыми украшены стоянки отдыхающих, – все это создает ощущение нереальности. Будто одновременно находишься в центре цыганского табора, бразильского карнавала и индийского праздника.

Косматые дети природы

Вид обитателей многочисленных палаточных лагерей, растянувшихся на несколько километров вдоль побережья,  дополняет ощущения, вызванные бессонницей, представлениями  на сцене и музыкой. Индийские сари в компании с кедами, ирокезы и строгие пиджаки, развевающиеся ткани, диковинные украшения, странные прически, легкий флер двух-трехдневной немытости  и запаха костра среди гостей «Белого шума» – непременные атрибуты, практически знаки принадлежности к особому племени. Многие из собравшихся на «Шуме»  не раз бывали в Индии, Непале, искали просветления у гуру йоги.  Любители автостопа, аюрведы и медитативной  музыки общаются так, будто знают друг друга полжизни, часто при этом познакомившись 10 минут назад. Общая черта характера большей части «шумящих» – спокойствие, открытость, готовность принимать новое и щедро делиться знаниями. Поэтому часто у ночных костров можно услышать разговоры о музыке, литературе, преимуществах алтайских варганов, вегетарианстве.

Музыка здесь не умолкает. На большой сцене, расположенной у самой воды в бухте Медвежка, выступали и «Добраночь», под которую с у довольствием попрыгали даже серьезные йоги, и «Атлантида», потрясшая «народным» стилем исполнения и кипучей энергией солистки, и «Jarga sound system», знакомая многим петрозаводчанами  благодаря выступлению на фестивале ледовых скульптур «Гиперборея» минувшей зимой.  В этот раз петрозаводские эксперименталисты прочитали со сцены сказку.

На малой сцене, расположенной по соседству с  пестрой чайной в лесу, читают индийские мантры, смешивают варганы и усиленный динамиками шум ветра в записи, играют на барабанах, вводя слушателей, устроившихся в гамаках и у корней деревьев, в легкий транс. Молодые хозяева чайной – несколько петрозаводских ребят и девушек, имеющих богатый опыт путешествий в Индию и на Восток, угощают жаждущих волшебными чаями – бодрящим пуэром, кружащим голову; расслабляющим шоколадным улуном; согревающим черным чаем с жареной пшеницей. Можно угоститься масалой – напитком из горячего молока и специй, и какао с перцем и анисом,  и пирожными из банана и печенья, и веганским борщом, по вкусу не уступающим наваристому украинскому.

Для головы и желудка

Спрос в чайной превышает предложение настолько, что  гости фестиваля радуются как малые дети, увидев расставляющих товар – пачки чипсов, минеральную воду, шоколад и выпечку торговцев из Чупы. Единственное чупинское кафе под загадочным названием «Магия» в дни работы фестиваля для обычных клиентов закрыто. Все запасы заведения уходят на то, чтобы прокормить волонтеров фестиваля, убирающих мусор на территории «Белого шума».

На людей в дредах, с пирсингом и татуировками на самых неожиданных местах, в шароварах и с рюкзаками местное население смотрит, откровенно говоря, как на тихих сумасшедших, от которых нет особого вреда, зато есть несомненная экономическая польза. Общаются с  голодными приезжими терпеливо отвечающие на очередную порцию вопросов продавцы всех чупинских магазинчиков: «Нет, хлеба совсем не осталось. И молока тоже. Нет, я не знаю, есть ли в этом печенье яйцо в составе. Овощебаза – дальше за углом». Многие из тех, кто приехал «пошуметь» – вегетарианцы или веганы, к своему рациону относящиеся более чем внимательно.

Еда во всех торговых точках поселка исчезает мгновенно.  А вот спиртное остается на  местах, хотя выбор не хуже,  чем в торговых центрах Петрозаводска. «Просветленные» и ждущие просветления, говоря сухим языком протокола, «не употребляют» в массе своей, стараясь сохранить ясный ум. Именно поэтому, наверное, на «Белом шуме» царит атмосфера дружественности и всеобщего братства, а полиция скучает без дела – экипаж, дежуривший у главной сцены, все три дня только наблюдал за «шумящими».  Единственные потенциальные дебоширы – компания разноцветных пестрых панков – тихо посапывают в палатках, напрыгавшись вдоволь у сцены после катания на катере.

Приехавшие из Питера и других городов торговцы едой не могут осчастливить всех  голодных и недоумевают – неужели в Чупе нет желающих заработать? Горячие пирожки, привезенные в небольшом количестве, не успевают остыть, салаты раскупают до того, как их успевают выставить на прилавок. Трехдневный фестиваль для Чупы,  жившей в советское время добычей слюды и кварцитов, может стать настоящим выходом из экономических неурядиц. Средняя сумма, которую оставляют за несколько суток в магазинчиках поселка гости праздника – около трех-пяти тысяч рублей.  Готовы оставлять  и больше, но негде – ни сувенирных лавок, ни душевых, ни предприимчивых местных с  домашними деликатесами в Чупе пока нет.

Плюсов больше

К культурной программе ни у кого из гостей фестиваля не было никаких претензий. Даже  внезапной сменой групп, выступающих на сцене, никто не огорчился.  По большей части, все нарекания связаны исключительно с работой  самих организаторов. Фестиваль, как единый огромный  организм, живет своей жизнью, развиваясь и подстраиваясь под людей и природу, становясь органичной частью образа жизни и мыслей на несколько дней, необходимым фоном для разговоров.

Кому-то не хватило места в автобусе на «Белый шум», кто-то не успел добраться до вокзала в срок, чтобы уехать домой. Но мелкие недочеты вроде очередей у биотуалетов, отсутствия точного графика выступлений музыкантов, слабой организационной работы по уборке территории мало печалят слушателей и зрителей.   Плюсов у «Шума» очевидно больше, чем минусов. Именно поэтому число желающих увидеть волшебство настоящего Белого моря и подхватить «шумную» волну растет с каждым годом, добавляя популярности Карелии в глазах зарубежных любителей фестивалей и музыкантов со всей России – в этом году на «Шум» приехали гости из многих русских городов,  целые семьи из Германии и Норвегии. А один отважный турок и вовсе прикатил на велосипеде для того, чтобы познакомиться с загадочной русской душой.

Маргарита ИВАНОВА
По материалам «МК» в Карелии»

 

Комментарии