• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

А и Б сдавали ЕГЭ

04 июня 2008 годаОбщество

Наш корреспондент вновь почувствовал себя выпускником.

29 мая выпускники 11 классов сдавали обязательный единый государственный экзамен по русскому языку. Чтобы испытать все прелести госэкзамена на себе, наша журналистка отправилась в одну из петрозаводских школ. Там на несколько часов ей предстояло стать обычной школьницей, оставшейся наедине с тестами и вооруженной только знаниями.

«Не смертельно!»

Задание редакции свалилось как снег на голову. Под занавес рабочего дня меня просто поставили перед фактом: мол, так и так, удалось договориться, завтра утром тебя ждет экзамен.

Странно, но я совсем не волновалась. Все тревоги по таким поводам остались в далеком прошлом. С тех пор, как я окончила среднюю школу, прошло ни много ни мало – 17 лет. Помнится, даже тогда экзамен по устному русскому не внушал страха, несмотря на большое количество билетов и заданий. А сейчас – тем более, испытание не было судьбоносным и носило характер эксперимента.

В любом случае, времени на штудирование учебников не оставалось, и, вооружившись, как положено, черной гелиевой ручкой, с паспортом, я в числе прочих одиннадцатиклассников получила пропуск в школу и заняла место в аудитории. Четырнадцать учеников (одна девушка не явилась по семейным обстоятельствам), у каждого из которых было свое обозначенное табличкой с номером место, рассредоточились по классу в шахматном порядке.

Особого волнения на лицах и дрожи в коленках замечено не было. Ребята, прошедшие уже пробные ЕГЭ и сдавшие экзамены по выбору, держались спокойно и уверенно. Выпускников распределили по аудиториям заранее, поэтому никакой путаницы и недоразумений не случилось, и в классах оказалось по три-пять учеников каждой из школ: № 9, 10, 14 и финно-угорской.

С 9.30 два преподавателя – разумеется, не русского языка, а учителя химии и начальных классов – стали объяснять порядок проведения экзамена: правила заполнения контрольно-измерительного материала (КИМа), правила поведения, подачи апелляции. На столах экзаменуемых находились только пропуска, паспорта и авторучки. Мобильные телефоны отключены, еда и вода (а экзамен длится три часа, и иссякшие силы требуется подкрепить) оставлены при входе в класс, чтобы никто не залил и не испачкал КИМы.

В 9.54 в класс внесли запечатанную упаковку с индивидуальными конвертами. Преподаватели предупредили, что в случае обнаружения лишних, недостающих или полиграфически дефективных бланков нужно срочно сообщить об этом и попросить другой конверт. После начала экзамена контрольно-измерительный материал менять нельзя. Получив необходимые инструкции, за 5 минут до старта, ученики ненадолго расслабились: одни перемигивались и переглядывались, другие, похоже, вообще ни о чем не думали.

Ровно в 10 начался мозговой штурм. Общий пакет вскрыт, на столе у каждого – его индивидуальный конверт, в этом году бумажный, а не пластиковый. Для того, чтобы снабдить каждого учащегося индивидуальными тестами, разработчикам пришлось составить 1 млн заданий. Зашелестели липкие ленточки, ученики вытащили бланки (в этом году тоже новые) и начали заполнение многочисленных клеточек: коды школ, пункта сдачи, предмета, паспортные данные и т.д.

Уже на этой стадии многие разволновались и наделали ошибок. Учителя подходили к каждому и говорили сакраментальное: «Не смертельно!». Когда все было заполнено и исправлено, педагоги пожелали удачи, посоветовали не спешить и использовать все три законных часа, и битва за баллы вступила в основную стадию.

Споткнулась о парцелляцию

Мне, разумеется, не было предложено конверта, потому что каждый из них, помеченный специальным кодом, – на строгом учете и контроле. Зато сотрудники управления образования администрации Петрозаводска любезно предоставили мне конверт с копиями прошлогодних тестов. После того, как в роли общественного наблюдателя я проконтролировала, нет ли нарушений при вскрытии конвертов, меня попросили покинуть аудиторию и посадили в отдельный класс решать задания в гордом одиночестве.
Как человеку многоопытному и искушенному в русской речи тесты трудными мне не показались. Найти твердый звонкий шипящий согласный в одном слове из четырех или слово, где неправильно поставлено ударение, можно, даже не зная правил русского языка. Обнаружить среди правильных предложение с грамматической ошибкой тоже не было проблемой. Разве нормальный русский человек так скажет: «Открытое письмо деятелей культуры Правительству России опубликовано в газете «Московском комсомольце»?

Задачки категории «В» оказались посложнее. Здесь, как минимум, необходимо знать виды сложных предложений, различать части речи и владеть некоторой филологической терминологией. Если сравнение, метафора и однородные члены сомнений у меня не вызвали, то слово «парцелляция» ввело в некоторый ступор. Помнится, в начале 90-х в школах так еще не ругались, и сей термин (означающий экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка) я впервые услышала, будучи студенткой филфака университета.
Задание «С» – написать сочинение-рассуждение о тексте, данном в задании, для журналиста вообще не проблема. Впрочем, многие выпускники также не испытали сложностей при его написании. Есть, конечно, категория учащихся, для которых русский язык предмет непростой. Но в целом, как говорят ребята, задания были даже проще, чем на пробном экзамене.

Лично у меня хватило терпения лишь на сорок минут. Многие из учеников также «отстрелялись» достаточно быстро и ждали своих менее быстрых товарищей на школьном крыльце:
– Часть заданий была простая, особенно раздел «А», – делятся ребята. – «В» был немного потруднее. Сочинение тоже было легко написать. Теперь впереди математика – вот там будет серьезно…

Утешительные итоги

После того, как последние выпускники написали свои тесты, в районе 14 часов, конверты в присутствии наблюдателей торжественно запечатали, и они поехали на проверку в Москву.

Как рассказали в Министерстве образования, русский язык проверяют дольше всего. Судя по тому, что тесты этого года по обществознанию проверяли девять дней, оценки по русскому ученики узнают лишь на второй неделе июня. Надо заметить, что пока ребята не получат результаты тестов, они находятся в очень напряженном состоянии и не могут сконцентрироваться на подготовке к другим экзаменам – это можно отнести к минусам единого госэкзамена. Ответы по русскому еще не пришли, а через пять дней – уже ЕГЭ по математике.

Мои «экспериментальные» тесты в Москву не поехали, и проверяла их вовсе не машина, а учитель русского языка из 37-й петрозаводской гимназии Любовь Викторовна. На технические моменты (нечетко поставленный крестик или букву, написанную не по образцу) она закрыла глаза и ставила баллы исключительно за задания. В результате из 59 возможных баллов (39 – за задания «А» и «В», и максимум 20 баллов за сочинение) я набрала 56, что можно считать хорошим результатом.

К стыду своему, я неправильно нашла слово, образованное бессуфиксным способом, а также вместо неопределенно-личного предложения в составе сложноподчиненного указала определенно-личное. Что касается сочинения-рассуждения, то сегодня школьники должны знать алгоритм его написания и четко следовать его пунктам. Поскольку я этого алгоритма не знала, то за два пункта – выражение позиции автора текста и моего согласия или несогласия с ним – получила по нулю.

На собственной практике я убедилась, что ЕГЭ – процедура менее стрессовая и нервозная, нежели обычный экзамен, к тому же никто не отменял возможность попросту угадать, в какую графу надо поставить крестик. Однако это вовсе не означает, что наши дети по сравнению с нами, зубрившими билеты, халявщики. Готовиться все-таки надо серьезно, чтобы знания надолго оседали в голове. К тому же помимо знаний при сдаче ЕГЭ требуется аккуратность и скрупулезность в заполнении материала, то есть для получения наилучшего результата необходимо соблюсти все формальные правила.

Марина КИВИРЬЯН.


Как ставят оценку?

Как на самом деле ставятся баллы и по какой шкале – знают только в Москве. Выставление баллов и перевод их в оценки каждый год происходит по-разному, в зависимости от количества участников экзамена, которых с каждым годом становится все больше, потому что в систему включаются все новые регионы, и от трудности заданий. А задания ежегодно усложняются. Так, на экзамене по обществознанию ученики уже должны были знать о законах, принятых в России совсем недавно, в мае этого года.
Апелляцию относительно результатов экзамена можно подать в Министерство образования в течение трех дней после знакомства с результатами. Как правило, по русскому языку апелляций подается немного, и большей частью они касаются оценок за задание «С», то есть за сочинения.
Пока что «двоек» за экзамен по русскому не ставят. Те, кто получит неудовлетворительную оценку, имеют возможность пересдать предмет, но уже по билетам, при членах комиссии. Как показывает статистика, русский сдается лучше, чем математика, и плохих оценок должно быть немного.
Те, кто не сдаст ЕГЭ в школе, но решит поступать в вуз, имеют возможность сдать экзамен во «вторую волну», с 17 по 28 июля, уже в вузе. Каждый вуз, хоть и старается придерживаться шкалы, которую рекомендует Федеральное агентство образования, оценивает результаты ЕГЭ по-своему, в зависимости от количества желающих поступить на конкретный факультет. В каком-то вузе школьная «тройка» так и останется «тройкой», а в каком-то превратится в «двойку». Результаты ЕГЭ, которые выпускник получит в этом году, будут действительны до конца 2009 года.

 

Комментарии