• EUR: 68,2458
  • USD: 63,3901

Собачьи бои. Как умирают туристические бренды

24 января 2016 годаОбщество

Мы часто слышим из уст правительства о том, что необходимо инвестировать в развитие туристической инфраструктуры, но на деле все оказывается пустым трепом.

 

 

На фоне прошедших в Петрозаводске гонках на собачьих упряжках «По земле Сампо» самое время вспомнить о том, что в нашей республике проводились и другие гонки  на собачьих упряжках, которые и появились гораздо раньше столичных гонок, и перспективы развития имели куда более интересные и захватывающие…

Речь идет о Международной гонке на собачьих упряжках на 440 километров, которая ежегодно, начиная с 2010 года, проводилась в марте в поселке Калевала. В марте 2014 года гонка «Путешествие легенд мира по земле эпоса Калевала» прошла в пятый, в юбилейный и в последний раз. Общественность республики так и не услышала внятных объяснений, как так случилось, что гонка, названная в 2014 году «главным событием в ездовом спорте России», скоропостижно скончалась, прекратила свое существование, растаяла без следа на снежных просторах Калевалы. Ведь тогда, в 2014 году, ничего не предвещало краха, гонка проводилась уже в пятый раз, это событие стало главным спортивным праздником для всего Калевальского района.

Для того, чтобы понять причины нисходящей траектории падения калевальской гонки на собачьих упряжках, надо отмотать пленку событий на несколько лет назад и вспомнить, с чего все начиналось.

Итак, главным вдохновителем и организатором гонок стала известная в Калевале туристическая фирма «Велт-Карельские путешествия», которая через пару лет отметит свой двадцатилетний стаж работы в районном центре. Собственно говоря, креативные руководители турфирмы всегда делали ставку на активный, спортивный туризм. В арсенале туроператора не только спортивная рыбалка и охота, есть и то, что способно серьезно пощекотать нервы городскому потребителю туристических услуг — от небольших пеших походов по тайге, до рафтинга по порожистым северным рекам с крутым нравом, длительных маршрутов на квадроциклах по бездорожью и традиционного лыжного супермарафона «Карельская сотня».

Уже первая гонка показала, что направление выбрано правильное и перспективное. Калевальский район, с его разнообразным ландшафтом, долгой зимой и относительной доступностью (в сравнении с той же Чукоткой) — идеальное место для проведения гонок. 

Из года в год гонка разрасталась — росло как количество участников, так и их представительство. Спортсмены России, Чехии, Испании, Польши, Прибалтики, маршалы гонок из США и Норвегии стали постоянными участниками ежегодного спортивного праздника, у гонки появились свои постоянные именитые спонсоры и партнеры. С каждым годом праздник спорта становился все более ярким и значимым событием в жизни района и республики. Казалось бы — жить да жить, процветать и расширяться из года в год, давая надежду на приток инвестиций, в том числе, в экономику депрессивного Калевальского района. Тем более, что в числе организаторов гонки уже был не только туроператор, но и Федерация ездового спорта Карелии, администрация Калевальского муниципального района, госкомитет Республики Карелия по туризму, Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия…

Как же так получилось, что целая команда организаторов самого высокого уровня не смогла «вытащить» гонку, дать ей продолжение жизни на радость спортсменам, их собакам и всей общественности республики? Где и в чем было слабое место мероприятия, сулившего республике звание российской Мекки ездового спорта? Ведь нигде в Европе соревнований подобного рода, на подобные марафонские дистанции на тот момент не проводилось!

Изначально было понятно, что в одиночку турфирма с достаточно скромным по республиканским меркам бюджетом, потянуть широкомасштабное международное соревнование не в состоянии. У всего есть своя точка роста, предел возможностей, который пересекать опасно, дабы не свалится в беспросветные убытки. Турфирма по разумению занимается еще и туризмом, дает рабочие места жителям поселка и не может все заработанные средства вкладывать в развитие спортивного праздника. Даже если она стояла у его истоков.

Совершенно правильным был расчет на то, что с популяризацией ездового спорта в районе и в республике к проведению этого спортивного мероприятия подключатся все заинтересованные стороны и общими усилиями удастся сделать гонку «Путешествие легенд мира по земле эпоса Калевала» ежегодной и традиционной для республики, создать еще один карельский бренд, способный привлечь туристов с разных уголков мира на по-настоящему эпическую землю древней Калевалы.

И все стартовые возможности для этого были. И все первые шаги уже были сделаны. Еще бы год-два и гонка на 440 километров стала бы не просто традиционной для спортсменов из России и зарубежья, это бы стало, прежде всего, культовым событием в республике. Но гонка умерла на взлете. И сегодня становится понятно, что смерть ее, отнюдь, не была случайной.

Появившаяся позднее столичная республиканская гонка с перекликающимся названием («По земле Сампо», по логике карельских рун, то же самое, что и «по земле Калевалы») - по правилам и нормативам, принятым в ездовом спорте, - гонка совершенно иного класса. Это, грубо говоря, одно и то же, что сравнивать забег на стометровку и марафонскую дистанцию. Ведь калевальская гонка  была своего рода испытанием на прочность человека и собак, гонкой на выживание, продолжавшейся несколько дней в суровых условиях приполярья.

Но так вот произошло, что интерес к калевальской гонке у республиканской власти постепенно угас с появлением гонки «По земле Сампо». Безо всякого упрека в адрес создателей и организаторов этой гонки. Оно и понятно: где Калевала, а где петрозаводский стадион «Коммунальник». До Калевалы от Петрозаводска 550 километров, 180 из которых — уже сами по себе испытание на прочность и твердость духа. Что такое публика Калевалы, с населением не дотягивающим до 5000 и республиканский мини-мегаполис, в котором, в основном и сосредоточена вся пока еще пульсирующая жизнь республики. Условия изначально не просто неравные, но и не сопоставимые.

Для развития калевальской гонки нужны были вложения, инвестиции. Правительство оказалось не готово инвестировать в спорт, в развитие туризма, в развитие конкретного, уже «раскрученного» мероприятия. Хотя мы так много и так часто слышим из уст правительства о том, что необходимо развивать в республике туризм и инвестировать в развитие туристической инфраструктуры, на деле все оказывается пустым трепом. Власти республики «спрыгнули» с темы гонки «Путешествие легенд мира по земле эпоса Калевала», как только поняли, что данное мероприятие стало слишком популярным и в дальнейшем грозит стать еще более значимым, а значит — и более затратным событием.  

По крайней мере, именно так воспринимается в Калевале скоропостижная смерть гонки. В марте 2014 года она прошла — ярко, шумно, красочно и празднично, а в марте 2015 в морозном воздухе Калевалы повисли только вопросы: а где гонки, где упряжки, где собаки, где так долго ожидаемый праздник, черт возьми? Первые организаторы гонки объяснили, что им собственных средств на проведение очередных соревнований не хватает, а власти… Власти района и республики, как всегда, обошли этот вопрос молчанием. Ну, нет — и нет. Без комментариев. А в марте 2016 уже никто и вопросов задавать не будет. То, что умерло на год, считается у нас умершим насовсем. Так уж повелось…

В качестве ностальгических воспоминаний остался сайт гонки с прекрасными видеороликами http://huskygo.karelia.ru/. Посмотрите, не пожалеете. Осталась группа, посвященная гонке, в социальной сети «Вконтакте», которая постепенно превратилась в доску объявлений о продаже ездовых собак и снаряжения  https://vk.com/club30188026. Остались грустные, ностальгические воспоминания калевальцев и гостей поселка о шикарном спортивном празднике и снятые ими фотографии и любительские видеоролики  И ничто уже не потревожит белого, зимнего безмолвия земли эпоса Калевала. Путешествие закончено.

Андрей Туоми

 

Комментарии