• EUR: 68,4703
  • USD: 64,1528

Сделайте «первый» реально первым!

Вадим Штепа, публицист, регионалист
26 ноября 2013 года

Марциальные Воды – исторически первый российский курорт, основанный еще в 1719 году. Сегодня, как и в петровские времена, туда лучше всего ездить летом – когда солнечно, сухо и легендарная марциальная водичка здоровит и освежает. Однако ноябрьские недели, в которые мне довелось там оказаться, навевают менее яркие впечатления… 

Впрочем, автор не ставит своей задачей какую-то самоцельную критику. Это просто взгляд на ситуацию глазами обычного туриста – но заинтересованного в развитии и продвижении этих знаменитых мест. Поэтому на месте руководства санатория я бы не обижался, но мотал на ус (у Петра они были)!

Потенциально статус «первого курорта» – это уже сам по себе уникальный туристический бренд. Однако даже в заголовке официального сайта Марцводы.рф они именуются почему-то не первым, а куда громче: «лучшим курортом России». 

Хотя позиционирование чего-то как «лучшего» всегда вызывает сомнения. Меня, например, совсем не прельщает реклама Carlsberg’a как «лучшего пива в мире» – я знаю куда более вкусные сорта этого напитка. Производители действительно лучших товаров и услуг находят более интересные формулировки. И Марциальные Воды, на самом деле, ничем не лучше Сочи, Кисловодска, Алтая и т.д. Не лучше – но просто другие. Реклама себя как «лучших» обычно скрывает реальную неуверенность в этом…

Эффективная реклама строится все же на чем-то неоспоримом. Марциальные Воды –действительно «первый российский курорт», и это определение часто встречается на плакатах и звучит по местному радио. Однако первый в истории, увы, еще не значит первый по качеству. В идеале это должно сочетаться. Когда же этого не происходит, мы наблюдаем очевидную девальвацию бренда.

Здесь никак не хотелось бы задеть профессиональный и вежливый персонал санатория. Речь идет об общем образе курорта, который должен задаваться креативным руководством. Этот образ, в конечном итоге, и предопределяет выбор потребителя.

Сегодня цены на санаторный курс в Марциальных Водах, если рассматривать их без скидок, вполне сопоставимы с отдыхом где-нибудь в Карловых Варах. Поэтому популярность карельского санатория в глазах широкой российской публики не слишком велика. Российский турист уже давно привык к более качественному отдыху на зарубежных «водах» – и сломать этот стереотип довольно непросто.

Есть и гораздо более близкий пример для сравнения – частный санаторий «Дворцы», находящийся всего в паре сотен метров от государственно-профсоюзных «Марциальных Вод». Но если первый скорее похож на финский спа-отель, то второй – на советскую больницу. Особенно это заметно в контрасте их столовых – как меню, так и интерьера. Но, впрочем, не будем перегибать палку – популярный курс грязелечения есть только в «Марциальных», куда ходят и постояльцы комфортабельных «Дворцов».    

Тем не менее, пейзаж окрестностей санатория удручает. Советские здания можно, конечно, обшить модным сайдингом, но общей атмосферы это не изменит. Прямо напротив главного здания стоит какой-то древний кирпичный недострой едва ли еще не брежневской эпохи. Но достроить его или разобрать никто не торопится. Спуститься к историческим родникам можно только по длинной каменной лестнице, которой в нашем климате свойственно отсыревать и покрываться льдом. Но о том, чтобы возвести хотя бы легкую пластиковую крышу над ней, также почему-то никто не подумал. О разбитых дорогах самого поселка говорить смысла нет – это общая беда всей Карелии. Но хотя бы лесную туристическую тропу на Верхнюю Ламбу уж можно было привести в порядок!  А то пока она напоминает очередную «улицу разбитых фонарей», где легко утонуть в грязи – далеко не лечебной… 

Еще одна популярная постсоветская мода – возводить повсюду новодельные церкви. Не избежали ее и Марциальные Воды, где в самом центре теперь появилось стандартное «культовое строение». Хотя с точки зрения развития уникального местного бренда гораздо разумнее было бы потратить эти деньги на реставрацию исторической церкви апостола Петра, возведенной еще в эпоху основателя курорта. 

Это, кстати, весьма показательный критерий того, что к петровской эпохе здесь принято относиться хоть и с почтением, но несколько отстраненно. Хотя опыт существующих курортов в исторических местах Европы учит совсем другому. Там всячески стараются задействовать свое наследие в современных культурных практиках. Такой диалог эпох «оживляет» историю и становится важным туристическим стимулом.

Что мешает придумать в Марциальных Водах нечто аналогичное, погружающее туристов в культурную атмосферу начала XVIII века – с импровизированными сценами той эпохи? С привлечением театральных мастеров можно даже разработать ежедневную интерактивную программу, например, «как царь Петр на водах отдыхал». Может получиться что-то наподобие шведского Скансена, где порой теряется грань между историческими персонажами и современной публикой… Знаменитые «дохтурские правила» можно было бы ежедневно разыгрывать в лицах – к тому же, в Марциальных Водах несколько лет назад появилась подходящая для этого «Петровская харчевня», стилизованная под ту эпоху. Однако в этом ноябре я обнаружил ее закрытой – то ли «не сезон», то ли навсегда…  

Водная стихия этого курорта также могла бы найти свое отражение в различных арт-проектах (конкурсе костюмов, скульптур, театральных постановках и т.д.), которые демонстрировали бы публике различные сюжеты из карельской и севернорусской мифологии. Это, безусловно, вывело бы отдых на этом курорте за пределы несколько тоскливой «больничной» атмосферы.

Культурной стратегией полномасштабного развития Марциальных Вод вполне мог бы заняться их давний сотрудник, поэт и художник Вячеслав Агапитов, проводящий здесь регулярные творческие вечера на самые разнообразные темы – от истории Карелии до джаза и рока. Однако даже аппаратуру для своего музыкального салона, который посещает множество отдыхающих, он пока вынужден приобретать сам. 

Инвестиции в культурную сферу впоследствии окупаются многократно, создавая новый облик различных мест и стремительно повышая их туристическую привлекательность. Но, видимо, администрация Марциальных Вод до сих пор недопонимает значимости культурного фактора для развития и популяризации курорта. Поэтому о «первом» бренде здесь говорить пока рано…

 

Комментарии

  • Вадим30.11.2013 | 17:19Ссылка
    Марина, ну смешно было бы думать, что одна статья способна "принести пользу санаторию" - или, наоборот, отпугнуть от него клиентов. Я просто поставил тему для размышления. Буду очень рад, если администрация прислушается к изложенным в статье идеям.
  • Марина29.11.2013 | 22:18Ссылка
    Вадим, санаторий не получает финансирования из бюджета, а находится на полном самофинансировании, сколько получит средств от продажи путевок, на то и живет. Поэтому вклада налогоплательшиков здесь нет. Безусловно , судьба санатория волнует всех жителей Карелии и сотрудников здравницы. Как видите из обсуждений , ваша статья пользы санаторию не принесла. Уверена, что отдел маркетинга и директор с удовольствием выслушают Ваши предложения.
  • Марина29.11.2013 | 22:16Ссылка
    Вадим, санаторий не получает финансирования из бюджета, а находится на полном самофинансировании, сколько получит средств от продажи путевок, на то и живет. Поэтому вклада налогоплательшиков здесь нет. Безусловно , судьба санатория волнует всех жителей Карелии и сотрудников здравницы. Как видите из обсуждений , ваша статья пользы санаторию не принесла. Уверена, что отдел маркетинга и директор с удовольствием выслушают Ваши предложения.
  • Слепченко Тимофей29.11.2013 | 13:09Ссылка
    Очень толковая статья. Спасибо!
  • Екатерина (тоже бывшая пациентка)28.11.2013 | 09:04Ссылка
    Статья отличная, очень правильная. Но комментарии вгоняют в уныние. Создается впечатление, что автор просто "мечет бисер перед свиньями", которые этого никогда не оценят. Печально, ведь курорт действительно мог бы стать брэндом...
  • Олег - тоже один бывший клиент Марциальных28.11.2013 | 01:40Ссылка
    Вадим, напрасно вы их стараетесь усовестить! Какая дорога на В.Ламбу? Они лучше попилят все эти бабки! Это российская традиция, увы...
  • Вадим27.11.2013 | 23:50Ссылка
    Нет, господа, я все же против самоцельной критики в адрес санатория. Его персонал очень профессионален. Проблема в том, что предложений по развитию администрация не слышит. Или воспринимает их как заведомую "антирекламу". Марина, вы сказали, что у отдела маркетинга много идей по развитию. Так давайте их обсудим открыто! И что мешает вам их воплотить? В этом и состоял смысл статьи. А если вы скажете, что это только дело самого санатория, а все остальные не должны вмешиваться в вашу кухню, извините, возражу. Насколько мне известно, Марциальные Воды пока еще принадлежат государству (в основной части акций). А значит, жители Карелии платят налоги на содержание санатория. Поэтому у налогоплательщиков есть резонные вопросы - насколь эффективно используются их налоги в "первом российском курорте"?
  • ТН27.11.2013 | 16:47Ссылка
    Отдыхала летом и больше туда никогда не поеду! Довольно того, что мне в люкс подселили тетю, купившую этот же люкс. Джакузи текла... заняться нечем, дорог нет, гулять реально негде вообще, загорать негде.Кругом толпы оводов и все - и агапитов со своей культур-мультур.Тоска страшная, а грязи - штука такая....они могут больше навредить, чем помочь.Автор описал все, к большому сожалению, верно. И то, что там дело с мертвой точки не сдвигается уже довольно давно - тоже очевидность. А идеи и предложения не копить и собирать надо, а воплощать. Так что, Марина, вот вам отзыв пациента- никогда и ни при каких обстоятельствах на первый русский курорт я не поеду. Цена не соответствует качеству отдыха. Это я еще не упомянула злющую тетку- кондукторшу в автобусе , ее хамство и тон. И самый автобус, трещавший по швам
  • Грициан Таврический27.11.2013 | 13:38Ссылка
    У этого пана только одна цель - дискредитация всего того , что делают другие . Так Штепу учили в ГосДепе США.
  • Вадим26.11.2013 | 23:03Ссылка
    Марина, это забавно - пишете, что обижаться не на что, но сам тон вашего отзыва обиженный. Хотя непонятно почему - где-то написана неправда? Родственники тут ни при чем - это моя собственная точка зрения как обычного туриста. А турист сейчас требовательный - и вы это знаете. =) Странно, что вы не увидели конструктивных предложений в статье. Что ж, можно конечно не слышать никакой критики от ваших клиентов и пребывать в рекламной уверенности, что у вас "лучший курорт России". Но только эта самоуверенность как раз и мешает развитию...
  • Марина26.11.2013 | 22:22Ссылка
    Вадим, обижаться здесь не на что, со многим можно согласиться. И все ваши мысли не новы , у отдела маркетинга и руководства тоже много идей и предложений. Удивительно журналисты любят всех учить жить. Не понятна цель вашей статьи. Вы хотели помочь санаторию, в котором работает ваша мама? А опубликовали антирекламную статью, в результате чего санаторий потеряет новых клиентов и развиваться будет еще труднее.
Блоги
  • Елена Пономарева, налогоплательщик

    Как добиться снижения налога на имущество физлиц. Личный опыт.

  • Николай Габалов, журналист, блогер

    Вместо того, чтобы покупать кусок металла, который будет мало использоваться, можно платить за услугу, только когда она нужна.

  • Максим Тихонов, журналист

    Чем теперь будут заниматься все те высокооплачиваемые государственные и муниципальные служащие, которые всю жизнь занимались истребованием у нас этих справок?

  • 1
  • 2
  • 3